Слово «ритм» обозначает по-гречески «течение».
Элемент повторности является существенной частью ритма. Это значит, что через известный пространственный промежуток направление движения составного элемента повторяется. Происходит чередование элемента и интервала (промежутка между элементами).
Все многообразие основных архитектурных объемов нашего художественно-исторического багажа исчерпывается: параллелепипедом, призмой, пирамидой, цилиндром, конусом и отрезками шаровой поверхности.
Ритм форм круглых даёт нам иллюзию объема, в то время, как ритм форм прямых более достоверно свидетельствует о них.
Чем больше количество элементов в той или иной ритмической группе , тем более очевидно и отчетливо чувство ритма, ими вызываемое.
Одна пара колонн ещё почти не даёт ощущения ритмичности: она останавливает взгляд на оси, находящейся между ними, но ещё не даёт достаточной силы и убедительности ритму.
Три колонны обладают тем же свойством, т.к. позволяют установить по средней колонне ось, останавливающую и задерживающую наше внимание. Греки это превосходно чувствовали и мы не встречаем почти ни одного строения двух- или трехколонного. Пятиколонных и, вообще, с нечетным количеством колонн, храмов мы не встречаем, так как посредине их всегда будет ствол колонны, а не промежуток, что не даёт возможности установить в центре храма главный вход.
Зато самым излюбленным числом колонн было у греческих зодчих число шесть.
Это примеры простого ритма. Но в большинстве архитектурных памятников наблюдается сложный ритм. В состав сложного ритма ритма входят и дополнительные ритмы, всегда соподчинённые основному, могут располагаться и вверх по оси симметрии, и в обе стороны ее, т.к. вертикально и горизонтально.
Разница между простым и сложным ритмом таковы же, как и между музыкальным произведением, элементом которого является отдельный звук, и другим, где ритмический удар есть аккорд, целое созвучие тонов, связанных друг с другом и дополняющих очарование основного ритма.
Основное свойство ритма - это его динамика. Глаз переходит от одного ритмического модуля к другому, но он может остановиться и на промежутке между ними. Необходимо, чтобы этот промежуток был достаточно динамичен, чтобы он не задерживал внимания, а легко переносил его дальше.
Римляне всегда прибегали к арке, как к ритмическому средству.
Принцип живописности в архитектурной композиции, со всей сочностью отдельных форм и непринуждённостью их взаимоотношений есть не что иное, как ритмическая проблема.
Подлинное живописное зодчество прежде всего моделирует массу и детали с расчётом на свет и тень, в контрасте которых и выявляется вся беспокойная сущность его.
Надо создать ритм, чтобы преодолеть его.
Ритм - в движении. Однако движение в отдельных сменяющихся статических моментах.
Задача современной архитектуры - отыскать те элементы формы и законы их сочетаний, в которых проявится ритмическое биение наших дней.
Текст из книги М.Я. Гинзбурга «Ритм в архитектуре»