Найти тему

«Жил в городе Верном художник…» Ю.О. Домбровский. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Ю.О. Домбровский раскрывает вопрос о том, почему трудно писать о творчестве художника.

Автор предлагает читателю обратить внимание на картины художника Н.Г. Хлудова. Ю. Домбровский пишет о задании, которое поручила ему редакция написать о нем, и признается, что ему не удалось оценить деятельность этого человека. Один из искусствоведов все-таки сумел сказать о Хлудове, о его «скупой гамме» и его «четком рисунке». По утверждению Ю. Домбровского, этот искусствовед не понял живописца, потому что тот, как и сам Домбровский, пытался «анализировать и обобщать».

Важной частью ответа на поставленный автором вопрос является его описание того, что ему нравится на картинах Хлудова. Домбровский предлагает просто говорить о них и начинать со слова «люблю». Автор статьи перечисляет всё, за что он любит Хлудова: «…за радость, за полноту жизни, за красоту событий…».

Выполнение Домбровским задания редакции вместе с неудачным анализом искусствоведа и описание автором собственного взгляда на полотна Хлудова – всё это связано и доказывает то, что для понимания творчества того или иного художника необходим какой-то особенный подход – надо понять, что же было дорого творцу и пробуждало у него творческую мысль.

Автор хотел сказать, что каждый живописец по-своему оригинален, и человеку, задумавшему проанализировать его полотна, нужно глубоко проникнуться его мыслями, впечатлениями, его душевными порывами, его видением окружающего мира, проникнуть в его внутренний мир.

Я согласна с автором в том, что непросто вникнуть в творчество любого художника. В этом, наверное, убеждался, начиная со школьных лет, любой человек, который может вспомнить какие-то свои затруднения во время написания сочинения по картине. Надо суметь увидеть «напряженным и острым» взглядом, какие глубокие откровения таит в себе каждое полотно. Постигнуть тайну того, как живописец видит мир, и передать свое видение его работ, дано даже не каждому опытному искусствоведу.

Итак, истинное искусство – это серьезный, доверительный, душевный разговор творца с потомками. Поэтому оно не всегда сразу, с ходу, поддается описанию. Для этого нужно время, огромнейшая духовная сосредоточенность и ощущение своего «пути» к художнику.

ТЕКСТ

Жил в городе Верном художник, Николай Гаврилович Хлудов. Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. Картинная галерея взять их отказалась. «Что за художник? – сказали искусствоведы. – Ни стиля, ни цвета, ни настроения. Просто бродил человек по степи, да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».

Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. Ничего не получилось. Не нашлось ни слов, ни образов.

В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. Вот что он написал о мастерстве художника.

«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, – это влияние верещагинского натурализма. Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».

Вот и всё. Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. Этим исчерпана жизнь художника.

Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.

Так вот – я люблю…

Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.

Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.

Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. Он заставлял луга пестреть цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. Он не признавал ненастье и серое небо. Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. Но тут ему уже не было соперников. Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым. (По Ю.О. Домбровскому)

Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский поэт, прозаик, литературный критик.

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Кто такой?

Что такое?

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки