Найти тему

История разведения оленей

Благородного оленя‏ вряд ли кто-то из непосвященных‏ назовет сельскохозяйственным,‏ а‏ тем более домашним животным, однако история взаимоотношений человека‏ и этого‏ удивительного‏ копытного‏ достаточно длинна и‏ своеобразна. В‏ норвежском городе Алга‏ был‏ найден‏ рисунок, изображающий‏ оленя в‏ стойле, и‏ возраст этого рисунка‏ составляет‏ примерно 5000 лет.‏ Издавна на оленей охотились‏ — как‏ для‏ выгоды,‏ так и ради развлечения, оленей‏ держали в хозяйствах,‏ парках,‏ зверинцах,‏ заповедниках, а примерно‏ 50 лет назад‏ распространение получили‏ современные‏ оленьи фермы.

Рисунок‏ оленя из‏ норвежского города Алга
Рисунок‏ оленя из‏ норвежского города Алга

Охота ради пантов‏ была‏ традиционным‏ промыслом у‏ первых поселенцев‏ Сибири. Китайские‏ купцы‏ скупали панты,‏ вырубленные вместе с частью черепа,‏ за большие‏ деньги,‏ а сибирские казаки не спрашивали, зачем это нужно‏ — немалые‏ деньги,‏ получаемые‏ от китайцев, сами‏ по себе‏ были достаточным аргументом,‏ поскольку‏ «хорошая‏ пара рогов‏ пятнистого оленя‏ стоила 300‏ рублей, изюбря 75,‏ когда‏ в то время‏ корова стоила 4-5 рублей»‏ (Янковский, 1912;‏ Данилкин,‏ 1999)‏ Немудрено, что в таких условиях‏ люди искали способы‏ получить‏ больше‏ рогов с наименьшими‏ усилиями — именно‏ так олени‏ из‏ исключительно промысловой‏ дичи стали‏ сельскохозяйственными животными.

Первое упоминание домашних оленей,‏ пойманных‏ в‏ загон при‏ охоте, относятся‏ к 1826‏ году:‏ согласно (со‏ слов Потанина ГН 1950 и‏ Нейшубе СТ‏ 1919)‏ крестьяне Семён Лубягин и Роман Шарыпов держали трёх‏ маралов, а‏ впоследствии‏ их‏ пример и опыт‏ стали заразительными,‏ и маральники начали‏ появляться‏ повсеместно.‏ Первые хозяйства‏ наполнялись исключительно‏ самцами, что‏ было обусловлено их‏ высокой‏ доходностью — срезая‏ у оленя панты, оленевод‏ получал 10-12‏ пар‏ с‏ одного самца в течение его‏ жизни вместо всего‏ одной‏ пары,‏ добытой на охоте.

Иная‏ ситуация складывалась в‏ Западной Европе.‏ Там‏ благородный олень‏ был «королевским»‏ трофеем, доступным только аристократам. Отсутствие‏ массовой‏ охоты‏ на оленей‏ поддерживало их‏ поголовье в‏ дикой‏ природе на‏ более-менее постоянном уровне.

Большинство благородных оленей‏ обитало в‏ парках,‏ по сути представляющих собой прототип современного оленьего хозяйства.‏ В средневековой‏ Англии‏ насчитывалось‏ около 2000 парков‏ (для сравнения,‏ в современной Великобритании‏ насчитывается‏ лишь‏ 300 хозяйств).‏ Именно на‏ таких парковых‏ оленей охотился легендарный‏ Робин‏ Гуд в Шервудском‏ лесу.

Парковое оленеводство было распространено‏ и в‏ Восточной‏ Европе.‏ Так, разведение оленей в условиях‏ парка на территории‏ сегодняшней‏ Литвы‏ впервые упоминается в‏ источниках в 1397‏ году. В‏ основном‏ стада содержали‏ для герцогской‏ охоты, но в крайних случаях‏ (например,‏ в‏ случае войны)‏ мясо оленя‏ спасало от‏ голодной‏ смерти. Благородный‏ олень был повсеместно распространен на‏ территории Литвы‏ до‏ XVII века.

Первый мировой рекорд охоты. Был добыт королём‏ Пруссии Фридрихом‏ I‏ 18‏ сентября 1696 года.‏ на нынешней‏ территории биосферного заповедника‏ Шорфхайде-Хорин‏ в‏ Германии.
Первый мировой рекорд охоты. Был добыт королём‏ Пруссии Фридрихом‏ I‏ 18‏ сентября 1696 года.‏ на нынешней‏ территории биосферного заповедника‏ Шорфхайде-Хорин‏ в‏ Германии.

В России‏ разведение оленей‏ начинается в‏ петровскую эпоху. В‏ соответствии‏ с указами Петра‏ I губернаторы лично были‏ ответственны за‏ доставку‏ в‏ новую столицу животных со всей‏ России. Из Азовской‏ губернии‏ в‏ Петербург везли лосей,‏ оленей, коз, сайгаков,‏ аистов, уток‏ красных.‏ Далеко не‏ все виды‏ прижились на холодных балтийских берегах,‏ однако‏ олени,‏ приспособленные к‏ различным климатическим‏ условиям, чувствовали‏ себя‏ вполне нормально.

Петр,‏ в отличие от своего отца‏ Алексея Михайловича,‏ знатного‏ охотника, был равнодушен к охоте, поэтому приобретал животных‏ в основном‏ в‏ познавательных‏ и эстетических целях.‏ Члены семьи‏ и многочисленные гости‏ могли‏ любоваться‏ диковинными животными‏ в царских‏ резиденциях. Сады‏ и парки того‏ времени‏ представляли собой своего‏ рода модель Земли —‏ в них‏ были‏ суша‏ и вода (пруды, водопады, каналы,‏ фонтаны), что формировало‏ достаточно‏ разнообразную‏ и благоприятную для‏ обитания животных среду.‏ Много зверей‏ было‏ и в‏ Екатерингофе, принадлежавшем‏ царице, в том числе лани,‏ олени,‏ лоси.‏ Иностранцы отмечали,‏ что некоторые‏ из них‏ не‏ боялись брать‏ еду с рук.

Имеются упоминания, что‏ он в‏ 1712‏ году подарил шесть благородных оленей редкого белого окраса‏ императору Священной‏ Римской‏ Империи‏ Карлу IV на‏ его коронацию.‏ Потомки тех оленей‏ сейчас‏ живут‏ в хозяйстве‏ Сигулда, в‏ Латвии.

Благородный олень альбинос
Благородный олень альбинос

Потомок Петра I, его внук Пётр III в своём имении Ораниенбаум в подражание западной аристократии организовал зверинец, где содержались европейские благородные олени и лани, вывезенные из Голштинии (территория нынешней Германии). В зверинце олени выполняли роль объекта охоты и трофея. В дальнейшем, когда дворец сменил владельцев, новые хозяева, не питавшие страсти к охоте, поголовье оленей сократили. В современное время делались попытки возродить поголовье, для чего в 2001 году с Алтая было привезено три оленя (самец и две самки), получено потомство, но в дальнейшем маралов убрали из соображений безопасности и наносимого парковому ансамблю ущерба. Сейчас на территории ораниенбаумского зверинца проживает европейская лань.

Европейская лань из государственного музея-заповедника Ораниенбаум
Европейская лань из государственного музея-заповедника Ораниенбаум

В 1898 году в Россию ввозят оленей из Германии в усадьбу князей Ольденбургских (Воронежская область), впоследствии, после драматических событий гражданской и Великой Отечественной войны, их поголовье содержалось в Воронежском заказнике, где обитает и по сей день. На данный момент оно считается исконно русским, и многие активисты считают сохранение чистоты этого генома основной идеей российского оленеводства.
Николай II расселял благородного оленя по Российской Империи, так он оказался в Крыму, и чудом сохранился в заповеднике Аскания-Нова
Цитирую «Происхождение крымского оленя: В 1913 году в горном Крыму вблизи Алушты была организована «Собственная его Величества охота» и сюда завезли оленей с Северного Кавказа. Не исключено, что уцелевший местный олень представляет собой всего лишь постепенно измельчавшую форму северокавказского интродуцента (Данилкин АА Оленьи)
Асканийский гибридный олень по генофонду наиболее близок к маралу (Кравченко, 1971) Для образования этой группы были использованы животные разных географических рас 12 особей марала, 5 благородного европейского самец и самка крымского, два самца изюбря, самец и самка североамериканского вапити.
В далеком 1894 году в заповедник были привезены первые вапити, маралы, изюбры, бухарские, крымские и кавказские олени и в результате сложной гибридизации был получен асканийский олень, приспособленный к жизни в безлесных областях и употреблению солоноватой воды.
Так что во времена Николай II оленей завозили и в Асканию, и в Крым/

Император Николай II на охоте
Император Николай II на охоте

В этот заповедник завозили и алтайского марала, так что современная популяция южных оленей чаще всего представляет собой гибрид европейского и сибирского оленя. Существует также локальная популяция Кавказского подвида благородного оленя, но это всё дикие представители.
В Европе на сегодняшний день существует три основных типа группы благородных оленей, которые разделяются ещё на несколько подтипов, и всем нашлось место на фермах. На сегодняшний день благородный олень там считается вполне привычным сельскохозяйственным животным.
История современных оленеводческих ферм и самой технологии выращивания оленей начинается с новозеландских ферм, первые из которых появились в 1969 году, а уже в 1979 году насчитывалось 800 ферм.
Сама история появления ферм достаточно забавна. В 1851 году благородного оленя начинают завозить в Новую Зеландию. Выпущенные 1000 голов оленей довольно быстро размножились и стали угрожать экологии острова. Их объявили вредными животными, как некогда кроликов, и разрешили отстреливать. Мясо, дабы не выбрасывать хороший продукт, стали отправлять в Европу, где исторически не только употребляют оленину в пищу, но и считают ее деликатесом. Вскоре новозеландцы оценили объем прибыли и решили одомашнить животных, дабы поставить производство оленины фактически на промышленные рельсы.

Red Deer in New Zealand
Red Deer in New Zealand

В 2005 году отрасль вышла на пик своего развития. Тогда на фермах Новой Зеландии насчитывалось 1,7 млн голов оленей, больше было только овец и коров, при этом 72% экспорта оленины направлялось в европейские страны.