Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Беление холста

Недавно, гуляя по Пушкинскому и стоя возле картины, где изображено беление холста, вспомнила ещё одно прекрасное полотно на эту тему! Фламандская живопись с чудесными бытовыми сценками часто завораживает, а эта картина, к тому же, написана представителем славной династии Брейгелей - тем самым, у которого были совершенно замечательные прозвища: Цветочный, Райский, Бархатный. И писал он её совместно с другим мастером. Ян Брейгель старший работал над фигурами, а Йоос де Момпер - над пейзажем. Вот уж тут беление во всей красе! Правда, не сколько полотна, сколько изделий из него. На рынке, изображение которого занимает левую часть полотна, мы с вами останавливаться не будем, там кипит своя жизнь. Давайте лучше присмотримся к белению! Аккуратные группки разложенных на траве полотняных изделий уходят вдаль, и кажется, что можно идти ещё довольно долго, а они всё не будут кончаться... Ну а как же! Ведь белоснежная рубашка, мужская ли, женская, и другие предметы белья - хоть нательного, хоть

Недавно, гуляя по Пушкинскому и стоя возле картины, где изображено беление холста, вспомнила ещё одно прекрасное полотно на эту тему! Фламандская живопись с чудесными бытовыми сценками часто завораживает, а эта картина, к тому же, написана представителем славной династии Брейгелей - тем самым, у которого были совершенно замечательные прозвища: Цветочный, Райский, Бархатный. И писал он её совместно с другим мастером. Ян Брейгель старший работал над фигурами, а Йоос де Момпер - над пейзажем.

Вот уж тут беление во всей красе! Правда, не сколько полотна, сколько изделий из него.

"Рынок и прачечный двор во Фландрии", Ян Брейгель Старший совместно с Йоосом де Момпером, ок. 1620. (с) Из коллекции Прадо
"Рынок и прачечный двор во Фландрии", Ян Брейгель Старший совместно с Йоосом де Момпером, ок. 1620. (с) Из коллекции Прадо

На рынке, изображение которого занимает левую часть полотна, мы с вами останавливаться не будем, там кипит своя жизнь. Давайте лучше присмотримся к белению!

Аккуратные группки разложенных на траве полотняных изделий уходят вдаль, и кажется, что можно идти ещё довольно долго, а они всё не будут кончаться... Ну а как же! Ведь белоснежная рубашка, мужская ли, женская, и другие предметы белья - хоть нательного, хоть постельного, хоть столового - это признак аккуратности, старания, трудолюбия, и даже, можно сказать, добродетельности. Следишь за собой- значит, достойный член общества!

"Рынок и прачечный двор во Фландрии", Ян Брейгель Старший совместно с Йоосом де Момпером, ок. 1620. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.
"Рынок и прачечный двор во Фландрии", Ян Брейгель Старший совместно с Йоосом де Момпером, ок. 1620. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.

Конечно, детали интереснее рассматривать вблизи. Тогда уже различить и сорочки, и подштанники, и скатерти, и мелкие предметы, которые могут быть чепцами, фартуками, воротниками, салфетками... Смотрите, как аккуратно действуют две женщины, которые вот-вот коснутся белоснежным полотном травы.

"Рынок и прачечный двор во Фландрии", Ян Брейгель Старший совместно с Йоосом де Момпером, ок. 1620. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.
"Рынок и прачечный двор во Фландрии", Ян Брейгель Старший совместно с Йоосом де Момпером, ок. 1620. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.

А если присмотреться, то рядом с белыми полотняными вещицами лежат цветные. По-моему, там явно видна детская жёлтая рубашонка! И чулки.

"Рынок и прачечный двор во Фландрии", Ян Брейгель Старший совместно с Йоосом де Момпером, ок. 1620. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.
"Рынок и прачечный двор во Фландрии", Ян Брейгель Старший совместно с Йоосом де Момпером, ок. 1620. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.

В нижнем правом углу картины, собственно, те, из чьих рук бельё и должно выйти белым - прачки. Та из них, что чуть ближе к нам, изображена в один из самых сложных лично для меня моментов ручной стирки - выкручивании. Я смотрю на её руки и думаю о том, что она держит бельё в руках ровно так, как делала эта моя бабушка. а я всё время норовила, если помогала ей, взяться по-другому. А бабушка говорила, что так же неудобно и поэтому неправильно. Но переучиться было сложно.

А справа на переднем плане - обувь на толстой деревянной подошве. То, что нужно, чтобы стоять на влажной земле.

"Рынок и прачечный двор во Фландрии", Ян Брейгель Старший совместно с Йоосом де Момпером, ок. 1620. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.
"Рынок и прачечный двор во Фландрии", Ян Брейгель Старший совместно с Йоосом де Момпером, ок. 1620. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.

Тяжкий, очень тяжкий труд... Зато потом этой белизной можно было гордиться.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!