После вторжения Германии в Советский Союз 22 июня 1941 года Красная Армия потерпела тяжелые поражения. Враг занимал все больше городов и деревень. Тем не менее, в ситуации, когда поражение страны казалось фашистам неизбежным, в августе 1941 года советские летчики предприняли авианалеты на... Берлин.
В ночь на 22 июля 1941 года люфтваффе совершили массированный налет на Москву. В операции участвовало почти 200 самолетов. Хотя разрушить советскую столицу не удалось, налет больше призван был оказать психологическое воздействие на жителей столицы. Тот факт, что вражеская авиация достигла Москвы, означал, что над городом нависла угроза оккупации. Нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов предложил нанести ответный рейд на столицу рейха. Его план поддержал Иосиф Сталин, назначивший командующим ВВС генерала Семена Жаворонкова командующим операцией «Б» («Берлин»).
«Советской авиации не существует?»
7 августа 1941 года специальная ударная группа в составе 15 советских бомбардировщиков вылетела с аэродрома острова Сааремаа (крупнейший эстонский остров в Балтийском море, южнее входа в Финский залив). Затем она дошла до Берлина и сбросила на него первые бомбы. Их действия потрясли немецкую и мировую общественность.
Успех операции «Б» доказал, что тезис министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса о том, что «советской авиации больше не существует», не совсем верен.
Однако надо признать, что в первые часы войны самолеты люфтваффе уничтожили большинство советских пограничных аэродромов, многие крылатые машины так и не успели взлететь. Из нескольких тысяч самолетов, дислоцированных в западных военных округах, уцелело лишь несколько сотен. Таким образом, в небе немецкие летчики получили преимущество. Противник захватил крупные военные аэродромы в районе Минска, Смоленска, Орши и Витебска.
В этой ситуации стране остро требовалась если не реальная, то хотя бы психологическая победа над врагом. Поэтому был создан план нападения на немцев в ответ на налеты авиации на Москву — он должен был опровергнуть миф о непобедимой гитлеровской армии.
Быстрая подготовка
Добраться до Берлина с Западного фронта было невозможно, так как советские бомбардировщики в обоих направлениях не могли преодолеть более 2000 км. Именно тогда родилась идея использовать аэропорт на эстонском острове Сааремаа (Остров журавлей), который оставался под контролем советской армии. 26 июля Семен Жаворонков и Николай Кузнецов представили план действий Иосифу Сталину и получили его одобрение.
В последних числах июля по морю из Кронштадта, главной базы советского Балтийского флота, прибыл большой запас топлива и авиабомб. В аэропорту расширили взлетно-посадочные полосы. Командиром ударной группы был назначен полковник Евгений Преображенский, который рассчитал план полета буквально с точностью до минуты.
Чтобы самолеты не были обнаружены противником, во время операции летчики должны были лететь на максимальной высоте, без радиосвязи и с кислородными масками на лицах. Одна машина могла нести одну 500-кг бомбу или две 250-килограмовые.
В ночь с 4 на 5 августа пять самолетов совершили разведывательный полет в сторону столицы Германии.
Успех операции
7 августа в 21:00 15 бомбардировщиков, разделенных на три группы, вылетели с аэродрома на острове Сааремаа. Температура воздуха за бортом была минус 35-40°С. Через три часа полета самолеты достигли северной границы Германии. Во время пролета над территорией противника советские бомбардировщики неоднократно обнаруживались немецкими наблюдательными пунктами, но противовоздушная оборона огня не открывала, считая, что перед ней находились свои самолеты.
8 августа в 2 часа ночи летчики достигли ярко освещенного Берлина. Немецкое командование было настолько уверено в безопасности столицы, что светомаскировки города не занималось. Советские летчики бомбили новый промышленный район, железнодорожную станцию и телеграфный узел. Немцы были настолько потрясены действиями советских военных, что не сразу отреагировали на враждебные действия Советов.
После выполнения задачи все самолеты смогли вернуться на базу. С 8 августа по 4 сентября советские воины совершили 86 самолёто-вылетов на столицу Германии. Они сбросили 36 тонн бомб и 34 контейнера с агитационными листовками и газетами. Взрывы вызвали множество пожаров и разрушения некоторых стратегических объектов Германии.
Конечно, сравнительно небольшое количество бомбардировщиков не могло нанести существенный ущерб. Но гораздо важнее был психологический эффект, оказанный на Германию. Это было насмешкой над Геббельсом, уверявшим, что ни один вражеский самолет не сможет прорваться к столице рейха.
Командование вермахта — с учетом поражений, которые тогда еще несла Красная Армия, — не могло даже предположить, что виновниками паники были советские самолеты. На следующий день немцы публично обвинили англичан в сбросе бомб на Берлин и причинении там серьезного ущерба. Лондон настаивал на том, что английских самолетов в это время не было в окрестностях Берлина. Тайна была раскрыта советской стороной, когда 10 августа газета «Правда» опубликовала информацию об успешной бомбардировки столицы фашистской Германии - Берлина. Так закончилась мирная жизнь для берлинцев, они почти месяц просидели в подвалах и убежищах.
К сожалению, во время проведения операции «Б» отряд полковника Преображенского потерял 17 самолетов. Некоторые машины были повреждены... собственной ПВО. Это было связано с тем, что проект держался в строгом секрете, поэтому советские военные решили, что самолеты, летевшие со стороны Германии, принадлежат врагу.
Уже 13 августа 1941 года командир группы Евгений Преображенский и 4 летчика были удостоены звания Героя Советского Союза. Остальные были награждены другими высокими наградами.