Найти тему
Берлога

Воспоминания деда о Войне

Война. Кто не был на войне, тот никогда не поймет всего того ужаса, что таит в себе это слово. Для мальчишек оно несет в себе даже некий романтизм - синоним отваге, мужеству, героизму, смекалке, патриотизму. Вот отчего игра в войнушку обязательный атрибут детства. Сейчас она из дворов плавно перетекла в компьютерные игры. Снято множество художественных фильмов про разные войны, с современными технологиями они очень достоверно показаны изнутри. Но по-настоящему прочувствовать, что такое война может только тот, кто был на ней. Это как с апельсином. Дай его человеку, который ни разу в жизни даже не видел этот фрукт, и он будет вертеть его в руках, вдыхать его аромат, пытаться представить, что он его ест. Но, чтобы узнать какой апельсин на вкус, человек должен его попробовать. Так и с войной.

Воспоминания деда Александра Никифоровича от первого лица

Меня призвали в сорок первом. Мне было тридцать с небольшим годков и дома осталась жена и четверо детей. Я уже был стреляный воробей, как-никак на финской повоевал. А вот эти восемнадцатилетние дети! Ох-ох-ох! Только от мамкиной юбки оторвали и сразу в бой!

Артобстрел – это сущий ад. Когда ты видишь противника, ты представляешь, где смерть - вон она там. А при артобстреле, откуда она прилетит?

Старички, такие же, как я, кинулись врассыпную, и давай забиваться как тараканы в щели кто куда – авось минует гибель. А эта глупая молодежь! Куда их понесло? Сбились в кучу, чтоб не так страшно было и одним снарядом враз уложило человек двадцать. Ох-ох-ох!

Высотку мы ту взяли, а после нее маршбросок. Идешь, идешь и не знаешь когда придешь. На себе плащ палатку несешь, мешок с пайком, винтовку. Ноги уже еле волочишь. А походу нет конца. Тут уж и иголка неподъемной ношей кажется. Я-то, ладно, деревенский, выносливый. Мне шагать – не привыкать. Да еще как-никак на Урале рос, а мы уральцы ребята крепкие, терпеливые. Иду я, значит, иду, стараюсь не думать вообще. Когда голова пустая, как-то легче что ли… Глядь, на дороге буханка лежит. Как так - хлеб на земле? Конечно, поднял. Глядь, другая. То ж бойцы, с городу прибывшие, от груза избавлялися. Амуницию не скинешь, оружие тем более, вот провиант и побросали.

Привал. Наконец-то можно ноги вытянуть, да перекусить. Тут один бедолага подошел – дай хлебушка! Другой за ним. Ну, как отказать? На-те, потчуйтесь. Э-эх!

-2

Нарыли окопов. Напротив немцы. Приказа наступать нет. А нам чего? Воевать что ли охота? Сидим. Месяц сидим, другой. Мы не идем вперед и немцы медлят. Верха чего-то решают. А немцев видать, как на ладони. А они еще лыбятся, нам руками машут. Договорились с командирами устроить матч по волейболу. А нам чего? Они такие же люди, как и мы, такие же рабочие и крестьяне. Гитлер приказал на Русь идти – разве откажешься? Покидали мячик – всем понравилось. Потом так и повелось. Встречались посерёдке и упражнялись мирной игре.

А тут вдруг приказ – наступаем! Как наступаем? Мы ж с ними еще вчера смеялись, друг другу руки жали! Нет, товарищи, так не пойдет!

Сам генерал приехал. «Что такое, почему не наступаем? К орудию!» - орет. Ну, ладно, к орудию. «Заряжай!». Ну, зарядил! «Пли!». Да рука не подымается на «пли». «Да я тебя под трибунал! Да я тебя…!».

Кухня у немцев приехала, всегда вовремя, по часам, аккуратные. Фрицы довольные, машут нам, тарелками бряцают. Генерал, растолкал бойцов, сам к орудию подскочил и как фиганёт! Кухня вдребезги, немцы злые. Ну, и пошла гулянка кровавая. Ох-охох!

Отступаем. Ну, ё-моё, я уж вперед так далеко забежал! Ползком обратно больно долго. Наши далеко уж отступили. Хватаю плиту из-под миномета, на спину себе и бегом. Пули свистят. Я бегу и слышу только, как одни мимо проносятся, а другие об плиту шлёпаются, ну, а я ничего – жив, бегу.

-3

Да это еще что. Вот рукопашная – это да! Когда ты из винтовки палишь, не видишь, твоя ли это пуля сразила человека. А тут ты сам, своими руками вонзаешь сталь в плоть человеческую. И мысль одна – выжить! Выжить в этом аду! Не видишь лиц, просто бьёшь. Вперед, направо, налево - убить, убить, убить. Вот он последний, что был перед тобой, упал, а ты стоишь. Ты победил! Оглядываешься, а кругом кровавое месиво. Все лежат и свои, и чужие. Кто убитый, кто раненый – стон кругом. Куда ни глянь везде бойцы лежат, кажется, вплоть до горизонта. А ты один стоишь и вон вдалеке еще один. Кто это? Тоже наш – советский.

Весть о Победе застала меня в Польше. Радость такая - не передать! Сейчас домой поедем, землю пахать! Всех нас демобилизовали, и поезд за нами определили. А тут слух прошел, что отправят нас восстанавливать разрушенные города. Не знаю правда ли, но решили мы не рисковать и пошли своим ходом домой обратно сами. Домой хотим к семьям. Топали по ночам, так как днем очень опасно было передвигаться по Польше и западной Украине, недобитки фашистские шастали стаями. А вот когда добрались до Киева, сели в поезд и выдохнули, всё - домой!

-4
-5

- Не люблю я войну вспоминать. Не-е, не люблю. Разве что, пропустив рюмочку, другую…и то, если спросят.

- Дедушка, а твои медали где?

- Половину растеряли мои маленькие ребятишки, давал им играть, а половина в комоде лежит. Да чего ими хвастаться? Все ведь такие, как я были.

P.S: дорогие друзья, присылайте мне истории про своих родственников, воевавших в Великую Отечественную Войну. Выложу эти истории. Очень интересно почитать.