Гуманитарная операция по эвакуации мирных жителей с территории завода в Мариуполе завершена. Радикалы до последнего не хотели их отпускать, а теперь готовятся к боевым действиям.
Фото: Reuters / ALEXANDER ERMOCHENKO; 5-tv.ru
Мариуполь на этой неделе снова в зоне особого внимания. По инициативе российского президента, при участии ООН и Международного Красного креста была предпринята попытка вывести гражданских с территории «Азовстали».
Три дня — 5, 6 и 7 мая режим тишины объявляли практически на все светлое время суток — с 8 до 18 часов. Сегодня Минобороны заявило: специальная гуманитарная операция завершена. Удалось освободить 51 гражданского. Националисты отпускали их неохотно. Во время работы гумкоридоров выползали из катакомб на боевые позиции, ставили мины.
В четверг, 5 мая, в телефонном разговоре с премьер-министром Израиля Владимир Путин еще раз подчеркнул — мирным жителям готовы обеспечивать выход и дальше, боевики должны сложить оружие. Только так.
Но в Киеве царят совсем другие настроения. Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины заявил, что мирные переговоры с Москвой могут идти только о капитуляции России.
Президент Зеленский ему вторит эхом: не время для дипломатии, начинаем новый этап военных действий с целью вернуть под контроль все территории. Мариуполь, получается, тоже вернуть? Подробности в репортаже военкора «Известий» Александра Сафиуллина.
С сумками наперевес, друг за другом, из автобуса в автобус — они пересаживаются семьями. Это их первые шаги по безопасному участку земли, где им уже ничто и, главное, никто не угрожает. Бункеры завода «Азовсталь» и их надзиратели из бандформирования «Азов»* теперь далеко. Люди выбрались. Не верят до сих пор.
«Спасибо, что вызволили нас. Конечно, (мы пытались выбраться — Прим. ред.), мы пытались выйти — нас не выпускали! Говорили, что в городе обстрелы, ради вашей безопасности мы вас не выпустим», — рассказала эвакуированная Валентина.
О том, что их не выпускали с территории завода, каждый раз придумывая новую причину, нам рассказывали и другие мирные, которые в какой-то из дней затишья уличили момент и, по сути, сбежали. Они устали жить в страхе, устали от постоянной лжи боевиков.
«Нам сказали: будьте готовы в восемь часов утра. Мы все собрались, с восьми утра тишина была целый день. Я четко понимала, что целый день режим тишины был!!! Выстрелов не было слышно ни одного. Они пришли в пять часов вечера. Все женщины и дети которые уже вышли наверх, говорят, что подъехала машина. Они просились: „Ну можно? Ну вот она машина! Мы сейчас пройдем“. Нет! Они не пустили ни до машины, ни до чего», — рассказала жительница Мариуполя Татьяна Пырч.
Мирные для «азовцев» это в первую очередь — живой щит и гарантия того что массированных обстрелов не будет. Пока одни боевики продолжали тянуть время и удерживать заложников, основные силы, еще оставшиеся в строю, были заняты совершенно другим делом. Они перемещались по территории завода, искали новые позиции для ведения боевых действий. Пытались атаковать.
Вопрос для чего? «Азовсталь» по-прежнему блокирована в несколько колец — так, что муха не пролетит. Идти на прорыв — чистое самоубийство. Разве что позлить тех, кто прижал боевиков. Но войска России и Донецкой народной республики держат себя в руках: реагируют и отвечают, только когда очевидна угроза и когда на поверхности гарантировано нет мирных.
Постоянно звучат выходы из миномета. Таким образом подавляются огневые позиции на территории завода «Азовсталь». Видимо, продолжаются перемещения боевиков из бандформирования «Азов». Используют они все возможности, предлагаемые условия исключительно в своих целях.
За промзоной наблюдают круглосуточно. Фиксируют каждое движение. И не только из-за соображений безопасности — в любой момент на территории может появиться белый флаг, пойдут мирные. Но почти всю неделю по заводу бегали только вооруженные националисты.
Сейчас мы находимся в непосредственной близости от промзоны завода «Азовсталь», даже видны трубы цеховые. Обстановка в течение дня меняется, вычисляют позиции наши бойцы боевиков «Азова». Мелкими группами они пробираются и на окраину промзоны, пытаются атаковать, занимают позиции в оставшихся зданиях, но пройти дальше не могут.
При этом в сети с украинской стороны от официальных лиц, в том числе западных, постоянно звучат обвинения в срыве режима тишины и об отмене эвакуации по вине российских военных и бойцов ДНР. Но факты и, главное, люди, которым удалось выбраться, говорят совершенно об обратном.
«Мы знали, знали о коридорах, ловили радио, у нас были волны. Мы не могли до них (гумкоридоров — Прим. ред.) добраться, нас не выпускали, нас держали в бункере. Военные не выпускали, говорили: «Мы вас туда не выпустим, там нехорошие люди, они вас расстреляют!» — рассказала жительница Мариуполя.
Ролик с этой женщиной изначально появился на сайте немецкого журнала Spigel, но его быстро удалили с формулировкой «из-за несоответствий содержания, которые были выявлены впоследствии!». И действительно при таких свидетельствах непосредственных участников событий крайне затруднительно соответствовать тому, что говорят западные политики, в том числе и немецкие.
Но тех, кому удалось выбраться и может рассказать правду, становится все больше. В пятницу, 6 мая, очередная попытка эвакуации хоть и затянулась до позднего вечера — с боевиками пытались договориться, они выдвигали новые и новые требования — но все-таки состоялась. Первый автобус с людьми выехал в 17:45. Через два часа — второй.
Вывезти удалось 50 человек, в том числе 11 детей. В субботу, 7 мая, вышел еще один. Таким образом 18 мужчин, 22 женщины, 11 детей обрели свободу. В российском Минобороны официально заявили: гуманитарная операция по эвакуации мирных граждан из подземелий «Азовстали» официально завершена.
* — запрещено в РФ.