Найти тему
Правила жизни

Запрещенка: 4 советских фильма, не пропущенных цензурой

Оглавление

Запрещенные шедевры Сергея Эйзенштейна, Андрея Кончаловского и других режиссеров советского кино.

«Бежин Луг», Сергей Эйзенштейн, 1935

Хроника создания и гибели фильма «Бежин Луг» — одна из самых трагических страниц в истории отечественного кино. По мотивам истории о Павлике Морозове, юном коммунисте, предавшем своего отца-кулака, режиссер Сергей Эйзенштейн намеревался поставить глубокую притчу о конфликте поколений и разных эпох. Уже на этапе съемок началась жестокая травля Эйзенштейна и его фильма. В итоге, фильм был запрещен, а весь отснятый материл — уничтожен.

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», Андрей Кончаловский, 1966

-2

В 1960-е годы в советское кино вернулась тема русской деревни, кинематографисты стали по-новому осмыслять гигантскую пропасть между деревенскими и городскими жителями. В этой маленькой истории любви, полной тревог и поэзии повседневной жизни, режиссер приоткрыл завесу тайны, как живется советскому человеку в глухой деревне. На экране появились фронтовики, бывшие узники лагерей, и зритель слышит их подлинную речь, видит их эмоции и чувства. «Ася Клячина» вызвала ожесточенные споры, ее требовали порезать и переснять, но съемочная группа, в том числе исполнительница главной роли Ия Саввина, отказались что-либо менять. Премьеры фильм дождался только в 1987 году.

«Одинокий голос человека», Александр Сокуров, 1977

-3

Дебютный фильм Александра Сокурова, который он поставил на учебной студии ВГИКа, настолько возмутил руководство института, что «Одинокий голос человека» оказался на грани уничтожения, а не просто отправки «на полку». Неспешная, интимная и вдумчивая картина о красноармейце Никите, ищущем любви после пережитых ужасов Гражданской войны, раздражала руководство по форме и содержанию. «Одинокий голос человека» обвиняли в бессюжетности и упадничестве, а также в подражании Андрею Тарковскому. Однако последний, посмотрев картину, назвал Сокурова гениальным режиссером. Стараниями оператора Сергея Юриздицкого ленту все же удалось спасти и выпустить на экраны спустя десять лет.

«Скверный анекдот», реж. Александр Алов и Владимир Наумов, 1966

-4

Экранизация одноименного рассказа Достоевского была насыщена едким «эзоповым языком» и выполнена в подчеркнуто экспрессионистском стиле. Евгений Евстигнеев (в одной из наиболее выдающихся своих ролей) играет хитрого чиновника, статского советника Ивана Ильича Пралинского, притворяющегося очень либеральным и гуманным, чтобы внушить людям доверие к государственным реформам и общественным преобразованиям. Руководство студии «Мосфильм» посчитало картину чересчур мрачной и гротескной, что она «порочит нацию и ее историческое прошлое». Алову и Наумову стоило огромного труда запустить в производство свой следующий фильм, знаменитый «Бег» по Булгакову. А «Скверный анекдот» добрался до зрителя лишь в 1987 году.

Понравилась статья? Делайте репост и подписывайтесь на наш канал, чтобы чаще видеть в ленте интересные материалы.

#кино #советское кино #советские фильмы #фильмы #запрещенные фильмы #цензура #цензура в ссср #ссср