Найти тему
Вход в будущее

О тайне женщины и её особенном христианском служении. Протоиерей Александр Шаргунов: слово в неделю Жен-мироносиц

Сегодня, 8 мая (н/ст) Церковь прославляет святых Жен-мироносиц, святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима за их верность Господу.

Когда я готовила материал к сегодняшнему дню, просмотрела несколько публикаций связанных с этим праздником, но больше всего мне пришёлся по душе текст отца Александра Шаргунова – настоятеля храма святителя Николая в Пыжах.

Целиком этот текст можно прочесть на сайте. Мне же хочется поделиться с вами теми мыслями, которые я отметила особо.

Совершенно естественно, что жизнь не могла бы быть без женщины, равно как и без мужчины. В этом заложена великая тайна участия мужчины и женщины в том, что совершает Сам Бог.

Мужчина и женщина имеют свои особые дары и способности, взаимно дополняющие друг друга. Когда они вступают в брак, то становятся единым целым, обретая всю полноту человека, которая и была предначертана Богом.

Помню, когда раньше мне приходилось самой размышлять на эту тему, то я всегда складывала, – мужчина (пол) + женщина (пол) = целый человек. А теперь представьте себе, кто будет жить в Европе, где понятие «пол» убирается из лексикона. Там уже нет мамы и папы, а есть родитель -1 и родитель - 2.

Наверняка многие из верующих задавали себе вопрос о том, почему Господь сотворил одного мужчину и одну женщину, а не сразу несколько. В этом обстоятельстве заложено знамение того, как говорит отец Александр, что у мужчины и женщины должен быть только один брак.

Прот. Александр Шаргунов
Прот. Александр Шаргунов

- Не много женщин для одного мужчины, как учат магометане или как говорят и осуществляют в жизни современные люди, отступившие от Бога. И не много мужей для одной женщины, а один муж для одной жены.

Самая главная тайна женщины – это милосердие и целомудрие – дар, в котором женщина призвана не только не уступать мужчине, но превосходить его.

Тогда, в чём же тайна мужчины?

Об этом можно узнать из слова святителя Феофана Затворника к сегодняшнему празднику. Когда он сравнивает действия Жен-мироносиц и апостолов, то мы понимаем, какая тайна заложена в мужчине. Из чего можно сделать тот же вывод: только в браке мужчина и женщина обретают полноту человека и любовь. И всё это великая тайна, заложенная в человека Богом.

Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидали и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28), и уже ничто не могло разлучить их с Господом.
Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства – жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей. (Свт. Феофан Затворник)