Каждый раз, когда я вижу изображение фаюмских портретов, я замираю и долго рассматриваю их. Они живые.
Какой из подборки вам больше всего понравился? Напишите.
Вы же знаете наверняка, что это погребальные портреты. Аналог тех, что мы делаем сегодня на могилы наших родных и близких. Портреты эти названы по месту их первого обнаружения - Фаюмский оазис или Эль-Фаюм (араб). Давным давно в этом месте египетский фараон устроил уникальное гидротехническое сооружение - Меридово озеро. Но мы о том, что в оазисе этого озера найдены мумии, лица которых были скрыты погребальными масками. Эти маски и назвали фаюмскими портретами.
Самое примечательное в них то, что делали их с живых людей, заранее. После уже укладывали в могилу. Тем, что изображения сохранились, мы обязаны технике, в которой они были написаны - энкаустика. Это специальные мелки, связующей основой которых был воск. Портреты делались красками в расплавленном виде. Часть портретов делалась пастозными мазками из-за технологии. Краски быстро застывали. Спустя много веков, художники будут использовать эту пастозность в своих работах, создавая нужные эффекты объема, света, вибрации красочного слоя.
Похожие по стилю изображения и технике энкаустики можно найти в древней иконописи. Еще эта техника встречается на фресках Помпей.
Во время раскопок вандалы часто выбрасывали портреты и таблички к ним, поэтому портретов сохранилось всего около 900. Не так много, но все же что-то.
В портретах ясно прослеживается греческая линия. В то время территории Египта были под греко-римским влиянием. Греческая живопись того периода не сохранилась до наших времен. Но по фаюмским портретам можно догадаться, что живопись в Греции была достаточно развита. Кстати, одна из древнейших сохранившихся - Фракийская гробница в Казанлыке. Там можно увидеть греческие фрески IV - III века до н.э.
Но вернемся к нашим баранам, бишь портретам. Фаюмские портреты были обнаружены сравнительно недавно в 1887 году британской экспедицией. Оригиналы можно посмотреть в Британском музее (Лондон), 23 портрета есть в ГМИ им. А.С. Пушкина, в Метрополитен, Лувре, Музее Античности и Музее Египта (Берлин) и в Дрездене в Государственной Художественной коллекции.
Есть среди вас, кто видел портреты? Какие впечатления? Лично я поставила себе галочку на посмотреть.
Чего же в них особенного?
Напишите, что удивило.
Немного лирики. Самое интересное при определенных условиях образовывается на стыке, пересечении разных культур. Получается нечто свое, уникально-неповторимое. Фаюмские портреты как раз именно такие. А началось все с завоевания Египта в IV Александром Македонским. На завоеванных территориях Александр Македонский построил города, опорные пункты, в которых оставлял часть людей в статусе колонистов. Состав таких городов был довольно пестрым: и местное население, и греки, и варвары. Неудивительно, что в захоронениях того времени можно найти смесь характеристик и черт, присущих трем разным культурам.
Обратите внимание, что у героев портретов большие глаза. Как так получилось? Большие глаза в изображениях характерны для египетской культуры. В египетских традициях было важным понятие о бессмертной душе-двойнике. Чтобы душа нашла своего хозяина - тело мумифицировали, делали портреты, к ним таблички с именем. Глаза в этом случае олицетворяли некий портал, через который дух мог вселиться в тело и человек получил бы новую жизнь.
Погрудное изображение (бюст) характерен для римлян. Греки и египтяне предпочитали изображения фигур целиком. В римских же традициях делался упор прежде всего на портрет с сохранением всех индивидуальных особенностей лица. Важно было достигнуть максимального сходства, даже если на лице были шрамы, асимметрия или морщины. Римляне считали себя достойными уважения без приукрашивания физических недостатков. Привет бодипозитив! Греки идеализировали своих героев. Египетские изображения скорей декоративные с упором в символику.
В большинстве портретов голова чуть развернута. Это давало возможность сделать портрет объемным. Источник света немного сверху, чтобы сформировать светотеневую композицию. Обратите внимание на блики в глазах и тени. Взгляд либо прямой, либо поверх “зрителя”. Отсюда и блики. Греческие художники превосходно владели мастерством передачи объема, колоритом, перспективой. Портреты писались в основном написаны на дощечках. Выполнялись не только кистями, но и лопаточками, и даже резцами - восковые мелки быстро остывали и сохли и требовалась большая точность работы.
За 300 лет греко-римского правления портреты видоизменились. Стали более формальными, декоративными. Предположу, что ослабла и смысловая нагрузка, которую придавали захоронениям египтяне. Еще одно мое предположение, что первые захоронения с портретами могли оформлять греческие художники, мастерство которых со временем было частично утеряно, частично трансформировалось в соответствии с новыми условиями.
До сегодняшнего дня не сохранилось оригиналов ни греческой живописи, ни скульптуры. Можно упомянуть Фракийскую гробницу в Казанлыке, а также то, что многие древнейшие римские скульптуры являются копиями с греческих. По этим копиям и фрескам в Казанлыке можно судить о том, что греческое искусство было высоко развито. Греки знали объем, пропорции, перспективу.
#ИСКУССТВО #ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ #ЕГИПЕТ #ЖИВОПИСЬ #ИСТОРИЯ #ХУДОЖНИК