Самой большой подводной лодкой с паросиловой установкой в 1-ю мировую войну был британский проект «Тип К». Причина появления этой лодки была той же, что и во Франции причина появления «Архимеда».
Перед Первой мировой войной командование британского Гранд-флита регулярно ставило перед Отделом кораблестроения Адмиралтейства задачу создания "эскадренной субмарины" - подводной лодки, способной действовать совместно с надводными кораблями. Для этого требовалось обеспечить надводную скорость хода не менее 21 узла.
Итак вначале Адмиралтейством были заказаны подводные лодки типа J с дизельными двигателями. Но дизели в начале 20 века были слишком несовершенными, чтобы обеспечить необходимую мощность. В апреле 1915 года инженеры компании Vickers, отвечавшей за постройку лодок типа J, поняли, что требуемая 21-узловая скорость достигнута не будет и в инициативном порядке предложили Адмиралтейству проект подводной лодки с паровыми турбинами.
Нужно вспомнить, что лидер дизельного двигателестроения той эпохи – Германия могла строить свои подлодки в лучшими в мире дизелями с надводной скоростью не более 18 узлов. И суммарная мощность двух дизелей на германских подводных лодках не превышала 3600 л.с.
А на британских подлодках типа К для надводного хода использовались два турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 10500 л.с. т.е. в три раза мощнее германских.
Пар для турбин создавали находившиеся в котельном отсеке два паровых котла системы Ярроу, отапливавшиеся нефтью. Рабочее давление пара — 16 атм. В надводном положении воздух в котельное отделение нагнетали четыре вентилятора, расположенные в его крыше, а выхлопные газы из котлов выходили через две дымовые трубы. Перед погружением пар из котлов стравливался, вентиляторы закрывались грибовидными колпаками, а трубы складывались. Дымоходы также закрывались двумя герметичными крышками каждый, изнутри и снаружи отсека. В подводном положении котельный отсек изолировался, для сообщения между носом и кормой вдоль правого борта лодки шел узкий проход. По первоначальному проекту этого прохода не было и в подводном положении пройти из носовой части лодки в кормовую было бы невозможно.
В середине лодки размещалась боевая рубка. Начиная от нее и до турбинного отделения шла узкая водопроницаемая надстройка, в которую убирались складные дымовые трубы. В носовой части надстройки, над боевой рубкой, помещался ходовой мостик для управления кораблем в надводном положении.
Для подводного хода были установлены 4 электромотора по 360 л.с. (в аварийном режиме "разряд батареи за 20 минут", моторы могли выдать мощность до 510 л.с. каждый). Электромоторы работали от батареи, состоявшей из 336 элементов. Батарея была разбита на три секции и размещена в передней части корабля, во 2-м и 3-м отсеках.
В отсеке электромоторов также был установлен вспомогательный 800-сильный дизель-генератор. Он обеспечивал запуск турбин и, что немаловажно, давало малый надводный ход под электромоторами при отказе паровых двигателей. Это решение было очень разумным, ибо несколько раз лодкам проекта К приходилось возвращаться на базу "под дизелем".
Подводные лодки Тип К, с их огромными размерами, необычной двигательной установкой и далекой от совершенства техникой, создавали массу проблем и являлись источником повышенной опасности для тех, кто на них ходил.
Мореходность лодки была отвратительной. На большом ходу ее низкосидящий форштевень не всходил на волну, а протыкал ее подошву. Гребень волны проносился над лодкой и полностью ее покрывал. Если вода накрывала котельные вентиляторы, то вниз обрушивался водяной шквал, а если штормовая волна накрывала трубы, то котлы могли погаснуть совсем. Кочегары в любую погоду несли вахту в бахилах и прорезиненных плащах, несмотря на то, что расстояние от них до пылающих топок котлов было не более метра. Высокая попутная волна легко гасила топки, поэтому наиболее безопасным маневром для лодок типа К при попутном волнении было дать полный ход и уйти вперед, обгоняя эскадру. Носовым 102-мм орудием пользоваться было невозможно, при движении лодки оно постоянно находилось под водой.
Процесс погружения был очень длительным, сложным и представлял опасность для экипажа при малейшей ошибке. Следовало остановить лодку, погасить топки, стравить пар из котлов, сложить трубы и закрыть крышками дымоходы и котельные вентиляторы. Весь процесс занимал около 4-5 минут (абсолютный рекорд поставила K8, погрузившаяся за 2 минуты 40 секунд). Разумный командир в процессе погружения отправлял кого-то из верхней вахты проверить, что верхние крышки дымоходов закрылись и опустились грибовидные колпаки вентиляторов. В это же время инженер-механик посылал матроса закрыть нижние крышки дымоходов (они задраивались вручную) и, если он тоже был разумным, еще раз проверить вентиляторы. После того, как лодка приобретала нулевую плавучесть, следовало осторожно переложить горизонтальные рули на погружение и дать малый ход. Одной из "катастрофических" особенностей Тип К было то, что длинная плоская палуба работала как гигантский горизонтальный руль, поэтому лодка пыталась самопроизвольно опустить нос и "перейти в пикирование". В лучшем случае это кончалось зарыванием носа в грунт и зависанием с торчащей в воздухе кормой. В худшем — провалом носа на запредельную глубину и разрушением лодки.
Всплытие обычно (если ничего не ломалось) происходило как на "нормальных" подводных лодках, за исключением того, что на разведение паров требовалось около 15 минут, в течение которых лодка стояла совершенно неподвижно, выдавая свое местоположение столбом черного дыма от работавшего дизель-генератора.
Служба лодок во время Первой мировой была непримечательной. Лодки ходили в патрулирование к вражеским берегам в роли "погружающихся эсминцев". Лодки дежурили в Северном море в ожидании того, что немецкий корабль проплывет мимо них. Встреча с противником произошла лишь однажды и окончилась ничьей.
При этом с этими лодками случилось несколько тяжелых катастроф с гибелью подлодок. После завершения войны все лодки сразу же были выведены из состава флота и сданы на слом, или переоборудованы.
И на этом история подводных лодок с паросиловыми установками прервалась практически на 40 лет, когда в конце 50-х годов в США И СССР начали спускаться на воду ракетные подводные лодки с паросиловыми установками, где в качестве источника тепла для котла использовался ядерный реактор.