Найти в Дзене
Stand Up Brothers Подкаст

Подача в Stand Up

Оглавление

Два человека могут рассказать одну и ту же шутку слово в слово, но один при этом рассмешит, а второй — нет. Разница будет лишь в манере повествования, в подаче. Факторы, влияющие на подачу: темп, тайминг, акценты и паузы.

ТЕМП

Темп обозначает общую скорость произношения  — можно говорить быстро, можно медленно, можно как-то средне. Оптимальный темп стендап-комика — медленный. Медленно получается смешно.

Медленно рассказывать, удерживая мощную энергетику — это один из нескольких навыков, отличающих профи от псевдостендапера. Эта техника передавалась из поколения в поколение: Джонни Карсон научился ей у Джека Бенни, Дона Риклза этой технике обучил его педагог по актерскому мастерству Сэнфорд Майснер. Эллен Дедженерес научилась этому у Филлис Диллер. Билл Хикс перенял эту технику у  Вуди Аллена, который, в свою очередь, перенял ее у Боба Хоупа, которого обучил этой технике старый, ныне уже позабытый комик.

Когда ты тараторишь свои шутки, у тебя не остается времени эмоционально их окрасить. Если зрители не могут понять, что ты чувствуешь относительно того, что говоришь, теряется индивидуальность.

ТАЙМИНГ

Если темп — это скорость твоей речи в  целом, то тайминг — это определенная скорость, которую ты используешь при произнесении слов и  словосочетаний конкретной шутки. Тайминг обычно изменяют, чтобы он соответствовал каждой отдельно взятой шутке. Комик, который никогда не меняет тайминг, воспринимается аудиторией неэмоциональным и скучным.

Ключевой момент эффектного тайминга  — знать свою конкретную позицию, которая лежит в  основе каждой шутки.

АКЦЕНТ

Третий фактор, влияющий на подачу шутки — расстановка акцентов, слов, которые выделяешь ударением. Главным нашим акцентом является эффектный панч.

В панчлайне всегда есть особое слово, которое провоцирует смех — панчслово. Обычно самое очевидное панч-слово — последнее в  шутке.

ПАУЗЫ

В шутке паузы необходимы в двух местах. Первое — перед тем, как зрители начнут смеяться. После того как произнесен панчлайн, если не сделать небольшую паузу, ты запорешь весь смех: как только снова откроешь рот — зрители перестанут смеяться. Пауза должна длиться ровно столько, чтобы у зрителей была возможность посмеяться, не опасаясь пропустить следующую шутку. Но в то же время она не должна быть настолько длинной, чтобы всем стало очевидно, что ты ждешь, пока они досмеются, чтобы перейти к следующей шутке.

Если зрители не засмеялись, а  комик держит долгую паузу, всем станет понятно, что шутка провалил. Однако если над твоим панчем не засмеялись, но пауза небольшая и  ты плавно переходишь к  следующей шутке, гораздо меньше шансов, что зрители заметят, что что-то пошло не так. Продолжив после паузы новое предложение, ты скроешь тот факт, что ждал смех, а его не последовало.

Второе место, где пауза необходима,  — после того, как зрители начали смеяться. Эта пауза называется затяжка. Тебе не следует говорить, пока зрители смеются, сразу по нескольким причинам. Во-первых, они не услышат, что ты говоришь. Когда человек смеется, ему ничего не слышно. Во-вторых, как только зрители увидят, что ты заговорил, они преждевременно перестанут смеяться, чтобы не упустить следующую шутку. А тебе не следует прерывать их смех — ведь именно за этим они в клуб и пришли. Чем больше и громче они смеются, тем больше твой успех. В-третьих, если ты продолжаешь говорить, пока они смеются, зрители решат, что ты с ними не на одной волне, а лишь читаешь заранее заготовленную речь, и тебе все равно, смеются они или нет. Тогда сразу же исчезнет ощущение, что твое выступление  — непринужденная беседа со зрителями. В-четвертых, если ты не сделаешь эту затяжку, ты можешь лишиться дополнительной возможности рассмешить людей.

Затяжка состоит из двух частей. В первой части ты слушаешь. Нужно прислушиваться к  смеху зрителей. У  интенсивности смеха три фазы. В  первой фазе, сразу после панча, смех достигает своего пика. Иногда это происходит сразу же. Иногда же на это требуется несколько секунд. Вторая фаза — это плато. А вот третья фаза  — постепенное снижение интенсивности смеха, пока он не стихнет совсем. Во время первых двух фаз говорить не стоит. Тебе нужно вступить в самом конце третьей фазы, как раз перед тем, как смех не стихнет окончательно. Если позволишь смеху смолкнуть до того, как продолжишь, вся энергетика в зале сразу исчезнет. Поэтому, чтобы овладеть затяжкой, научись слышать зрителей.