На дворе тёплые дни месяца Май - значит есть повод заняться чем-нибудь полезным, например, немного расширить свои знания касаемо истории.
Итак, в сегодняшей статье я разберу что привело некогда величественные Азиатские государства к упадку, что же послужило причиной того что после 15ого века империи, чьё одно лишь существование наводило ужас их соседам с запада - Западнее реки Волги.
Итак, сперва давайте же взглянем на карту начала 15ого века. 80% и 60% Восточного и Западного берегов Каспийского моря соответственно находятся под контролем Тимуридов, вскоре западный берег перейдёт во влияние Азербайджанского государства Сефевидов, восточный же будет контролироваться Шайбанидами. Над Персидским Заливом расположена Та же самая Персия (после крушения Тимуридов), восточнее находятся Хорасан, далее Империя Моголов, что расположилась на Индопакистанском регионе. Восточнее же всех расположился Китай. Касаемо Месопотамии - большая часть находится под контролем Осман, что совсем недавно потерпели поражение от Тимуридов. Вот и вся картина и вся информация, что следует даржеть в уме. Константинополь, также как и вся Малая Азия находится в руках у Осман...
Казалось бы, Европа, что совем недавно присылала письма о помиловании Османам или же письма благодарности Тимуридам должна была доживать свои последние дни. Быть может она и доживала, и этот процесс не прекратился бы, но на небольшом острове над Европой случилось чудо - первая индустриальная революция. Послужило этому несколько факторов - разделение труда (который я считаю самым значимым, далее объясню зачем), и дальше навигация. О разделении труда хочу сказать отдельно - представьте мастерскую, в которой работают индивидуально (порознь) 4 рабочих, и каждый из них независимо производит булавки, и объём дневной продукции равен 100 булавкам. Список компетенций каждого прост и однообразен - покупка сырья, плавка железа, придание формы и конечное шлейфование (последнее добавил так, дабы украсить весь это процесс :)). Но в голову им пришла одна идея - почему бы не распределить эти самые обязанности по тому, кто в чём силён - первый рабочий купит сырьё и отвезёт его в мастерскую, второй будет следить за печью и подавать дрова, и т.д. И эта самая идея была революционная - объём продукции каждого рабочего увеличился от 12 до 20 раз!!!
А ещё, нам известно что объёмы продукции на рынке всегда ограничены размером самого рынка и т.д. Этот бум в продукции привёл к тому что надо было найти альтернативный вид транспорта уже существующему сухопутному. А тут уже появились великие Умы Европы, что исследовали с давних времён навигацию. Стало известно, что самым низкозатратным видом транспорта является водный и он был лучше наземного в разы! Так и пошло поначальное развитие.
Последнее что хочу сказать о разделении труда - оно было возможным к задействованию только в мануфактурах и промышленности. Касаемо агрокультуры - этот вид хозяйства не был таким чтоб в нём разделение было бы возможно применить в силу сезонности - один и тот же человек будет работать на всех сезонах, ибо они не происходили в одно и то же время.
Немного поговорили о разделении труда и хватит: всё же тема что я пытаюсь осветить совсем не про разделение - она про падение целых государств.
Давайте же сперва зададимся вопросом: что являлось основным источником дохода для большинства Азиатских стран? Рассмотрю я на примере государства Тимуридов, поскольку я сам оттуда (шучу, я из города Навои, что очень рядом к Самарканду - столице этого государства). Итак, в основном, те, кто вели оседлый образ жизни занимались в агроиндустрии, если можно так сказать; те кто вели полукочевой образ жизни - в основном животноводчеством. Государство же само получало немыслимую прибыль от налогов, что платили караваны, которые проходили по этой территории (следует отметить, что большинство городов на территории государства Тимуридов были важными точками остановок для многих торговцев). У соседских государств уклад был скорее идентичен чем в корне отличающийся.
Но абзацами выше я изложил вам суть того, к чему брался курс. Великий шёлковый путь, который был сухопутным, уже вскоре стал забываться в силу того что морской транспорт набирал лихую популярность (вспомнилось словосочетание "Лихие девяностые"), земледельчество, которым занималось масса жильцов Тимуридской империи не было таким чтобы как-то применить разделение труда, а тяжёлая промышленность вовсе хромала. Суммируем всё и получаем - основные средства дохода для Тимуридов были утрачены. Все надводные пути контролировались Европейскими государствами, и хочу напомнить что самой прибыльной "компанией" что существовала за всю историю человечества была Ост-Индия, как раз компания которая занималась перевозками грузов наземными путями в направлении Азия - Европа.
Можно конечно и вспомнить Осман, которые недавно захватили Константинополь (ныне - Истанбул). Они хоть как-то могли оказать давление, ибо рычаги влияния у них имелись, но это было напрасно: Испанцы, которые понимали что пролив Гибралтар это не лучшее решение для того чтобы осуществлять перевозки, попытались найти более короткий, и справились - Колумб открыл новый ранее никем неизведанный материк (отпечатка, там уже жили Индейцы)...
Это было всё о чём я хотел Вас, мои дорогие читатели, оповестить. Не забудьте поставить мой долгожданный лайкос и поделиться этим статьепостом (что это зав зверь такой - статьепост?) с друзьями! Хороших праздников!!!
Узнать что случилось с "великими" Азиатскими державами и что привело их к упадку
4 минуты
20 прочтений
7 мая 2022