Дети, которые отдыхали днём, лучше справлялись с заданием на определение незнакомых слов, содержащих изученные звуки
Автор: Кара Мюрез
Многие родители дошкольников настаивают на том, что дневной сон необходим для того, чтобы подзарядить их малышей энергией и улучшить их настроение.
Оказывается, дневной сон также может способствовать развитию навыков грамотности в раннем возрасте.
Новые исследования учёных из Австралии и Англии показывают, что дневной отдых помогает дошкольникам в дальнейшем при освоении алфавита легче устанавливать связь букв и звуков, что в дальнейшем является ключом хорошего чтения.
«Я думаю, мы представили некоторые первые доказательства, но, объединив их с данными литературы и других исследований, изучавших подобные вещи, мы можем сказать, что дневной сон действительно помогает в обучении», — сказал автор исследования Хуа-Чен Ван, преподаватель Центра чтения Университета Маккуори в Сиднее.
В новом исследовании приняли участие 32 ребенка в возрасте от 3 до 5 лет из двух детских садов Сиднея. Хотя эти малыши днём регулярно отдыхали, в этих центрах они не получали формального обучения (по установленной программе) по изучению букв или звуков.
Во время семи занятий в течение двух-четырех недель детей тестировали по определению уровня их усвоения букв и звуков (алфавита), а затем проводили формальное обучение тех, кто отдыхал днём и тех, кто нет.
Тестирование включало составление буквенно-звуковых карт и вопросы, например: «Как произносится буква С?»
Дети, которые отдыхали днём, лучше справлялись с заданием на определение незнакомых слов, содержащих изученные звуки. Однако сон не повлиял на явное (сознательное) обучение, например, на выработку или распознавание звуков букв, которые они не выучили ранее.
«Мы обнаружили, что если они отдыхали после того, как осваивали буквенно-звуковое сопоставление, они лучше вспоминали эту информацию и использовали её для распознавания (прочтения) слов», — сказала Ван.
Она отметила, что родители часто рассказывают, что их ребёнок вроде бы освоил новый навык чтения, но потом забывает, когда они пытаются повторить его в следующий раз. В новом исследовании рассматривались как чтение, так и память.
Исследование основывается на данных о том, что ночной сон помогает консолидации памяти у взрослых. Согласно одной из теорий, когда люди узнают что-то новое, информация кодируется и временно хранится в мозге. Ван говорит, что со временем эта память консолидируется и становится частью долговременной памяти человека. Сон помогает этому переходу.
Поскольку занятия проводились в детском саду, исследователи не отслеживали физиологические показатели сна, такие как быстрое движение глаз.
«Восприятие связи буквенно-звукового соответствия начинается с рождения, когда дети знакомятся со словами через звуки, которые слышат от окружающих», — сказал доктор Дипеш Навсария, представитель Американской академии педиатрии, проанализировавший результаты исследования.
Если дети знакомятся со словами через книги или из окружающей среды, например, в продуктовом магазине и т. д., то они связывают печатные буквы и звуки раньше, примерно в 3-летнем возрасте.
«На самом деле это переломный момент в развитии грамотности, потому что, когда дети вдруг осознают это, начинается процесс освоения. Они начинают связывать эти звуки с печатными буквами и начинают выполнять эту сложную работу по восприятию текста и овладевают беглым чтением в течение последующих лет», — сказал Навсария, доцент кафедры педиатрии, развития человека и изучения семьи в Университете Висконсин-Мэдисон.
По его словам, изученные данные о важности сна, влияющей на стимуляцию памяти и лучшую усвояемость — это причина, по которой, например, эксперты призывают студентов колледжей не засиживаться до ночи.
«Но то, что мы получили эти данные на взрослых, не означает, что они распространяются на детей, особенно маленьких, — сказал Навсария. — Несмотря на то, что исследования ведутся в широком диапазоне с подтверждением многих новых пониманий, это не значит, что это обязательно касается всего остального. Поэтому, я думаю, очень важно, чтобы они провели исследование, изучив этот конкретный вопрос».
По словам Навсарии, раннее чтение не только способствует повышению развитию грамотности, но и укреплению отношений и доверия между родителями и детьми.
По словам исследователя Ван, дошкольные учреждения могут потенциально использовать новые данные по усвоению материала при планировании занятий с детьми в группе. Чтобы более эффективно провести занятия, используя рекомендуемую методику, учителя могут планировать их незадолго до дневного сна детей, что может принести наибольшую пользу.
«Они могут применять новые методики обучения чтению рано утром, а затем проводить небольшой анализ результатов перед сном, и это может помочь лучше закрепить пройденное», — говорит Ван.
Результаты исследования были опубликованы 29 марта в журнале Child Development.
Кара Мюрез — журналист, освещающий широкий спектр тем: от здравоохранения до банковского дела и книг. Её работы появлялись на сайте HealthDay, во многих газетах и журналах. Она изучала журналистику в Орегонском университете.
Рубрика: Семья
#семья и дети #здоровье детей #дошкольники #исследование #детский сад