Найти тему
82,8K подписчиков

Побывав в Душанбе, уже по-другому отношусь к мигрантам: люди тут больше выживают, чем живут

20K прочитали

«Ну куда ты собралась?! Разве мало в России таджиков?» — отреагировала мама, когда я месяц назад сообщила ей по телефону, что намерена посетить Душанбе. Несмотря на все отговоры, я осталась непреклонна и поехала в Таджикистан.

Моя тяга к путешествиям часто приводит меня в довольно необычные места. Вот и в Душанбе довелось побывать. Приехала я всего на несколько дней, а впечатлений накопила на всю оставшуюся жизнь.

Фото instagram.com/p/BL6npjDAOta/
Фото instagram.com/p/BL6npjDAOta/

Потянуло меня в столицу Таджикистана за среднеазиатской экзотикой. Кроме того, у меня есть мечта посетить как можно больше стран, входящих в состав СССР, а в идеале — все.

Мне хотелось не только осмотреть достопримечательности Душанбе, но и увидеть собственными глазами повседневную жизнь горожан, поэтому я весь первый день просто гуляла по городу. Заходила в кафе, сидела на парковых скамейках, прошлась по рынку и заглянула в магазины. Все это время я наблюдала за людьми.

Мне сразу бросился в глаза контраст между красивыми современными строениями, грандиозными памятниками, красочными портретами руководителя государства и очевидной бедностью населения. Эти черты Душанбе проступили для меня еще ярче, когда я разговорилась с одной местной пожилой женщиной: русский язык здесь хорошо знают, как правило, только представители старшего поколения.

Горожанка по имени Ханифа оказалась очень словоохотливой и рассказала мне много интересного о жизни в Душанбе. Почти все ее рассказы состояли из жалоб на маленькую зарплату, мизерную пенсию (примерно 1800 рублей в пересчете на российские деньги), дороговизну продуктов и пр. Например, цена замороженной курицы составляет почти одну девятую часть пенсии. Пройдясь по магазинам, я в этом убедилась.

Ханифа очень сокрушалась, что у нее нет сына или внука, который мог бы поехать на заработки в Москву. А ее дочь, вышедшую замуж за местного жителя, не отпускает муж, да и малолетних внучек оставлять не хочется.

Когда Ханифа рассказывала о своих бедах, мне стало очень стыдно за многих своих соотечественников, которые пренебрежительно относятся к мигрантам. У меня тоже, что греха таить, проскальзывали иногда не самые добрые слова в адрес приезжих из стран ближнего зарубежья. Я, конечно, понимаю, что таджики и узбеки едут в Россию не для поисков легкой жизни, но никогда не думала, что обстановка в Таджикистане настолько тяжелая.

После разговора с Ханифой я решила поискать больше информации в интернете и обнаружила, что средняя зарплата в Таджикистане составляет примерно 9 тысяч российских рублей (1564 сомони). А цены на основные товары народного потребления не уступают московским.

Фото instagram.com/p/BL3OsQjg9Dx/
Фото instagram.com/p/BL3OsQjg9Dx/

На такую зарплату не только детей и пожилых родителей не прокормишь, но и сам не проживешь. А за пределами столицы дела обстоят еще хуже. Мне стало понятно, почему у многих жителей этой страны нет другого выхода, кроме поиска работы в России.

Если говорить о достопримечательностях, то в Душанбе есть много музеев, мечетей и памятников старины, которые стоит осмотреть. Но все эти красоты меркнут на фоне чувства сострадания к таджикскому народу, имеющему глубокие исторические и культурные корни. Очень бы хотелось, чтобы руководство государства направляло финансовые средства не только на развитие инфраструктуры столицы, но и учитывало при планировании бюджета основные нужды своих соотечественников.

А вы бывали в среднеазиатских государствах, входящих в состав СССР? Изменилось ли ваше отношение к иммигрантам из стран ближнего зарубежья после таких поездок?