Вас охватит гордость за советских художников
Уважаемые друзья! Приветствую вас на моем канале "Фарфоровые путешествия". Приближается лето, а это значит, что пора планировать поездки и экскурсии в Москву и по Подмосковью!
В статье я расскажу о Музее декоративно-прикладного искусства в Москве.
Для читателей канала поясню, что я изучаю историю западноевропейского и российского фарфора, поэтому выбираю музеи, где проходят выставки по искусству, фарфору, живописи и декоративно-прикладному искусству. Также я бываю на блошиных рынках, в антикварных салонах и интересных местах Москвы. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
История здания музея
Здание музея представляет собой архитектурный комплекс в стиле классицизма, это трехэтажная усадьба графа Остермана, дополненная пристройками и галереями. Резиденция была продана в XIX веке Святейшему Синоду для размещения Духовной Семинарии.
В 1918 году усадьбу национализировали, а в доме организовали общежитие для делегатов Всероссийского съезда Советов. В память о них улица была переименована и получила название Делегатская. С 1981 года в усадьбе располагается Музей декоративного искусства.
Постоянные экспозиции
В залах Музея одновременно соседствует несколько эпох, стилей и направлений в декоративно-прикладном искусстве.
Значительная часть экспозиции посвящена истокам русской культуры и народных промыслам. «Там русский дух... Там Русью пахнет!».
Музей рекомендую посетить для знакомства с русским народным бытом, образцами керамики, вышивки, орнаментов, народной игрушки, прялок, посуды, образцов народных костюмов, самоваров, лаковой миниатюры.
Самое большое эстетическое удовольствие я получила в зале палехской росписи, где выставлены образцы лаковой миниатюры, шкатулки и табакерки.
Фарфор XVIII-XIX века
Старинного фарфора в Музее было не много, среди самых красивых экспонатов - сервиз завода братьев Корниловых.
А также некоторые предметы из Сервиза со сценами из крестьянской жизни.
К сожалению, в Музее все экспонаты стоят за стеклом, поэтому фотографии бликуют и получаются не самого лучшего качества. Да простит меня мой читатель.
Ниже еще несколько фотографий дореволюционного фарфора.
Галерея советского фарфора
В отличие от дореволюционного фарфора, коллекция советского периода весьма обширна и занимает несколько залов.
Начнем по порядку.
Фарфор 1920-30 гг.
Молодая советская Россия начинала новую жизнь под лозунгом "Долой пережитки буржуазного мира!", старые сюжеты в искусстве отвергались, на смену пришли новые направления в живописи: авангардизм, футуризм, супрематизм. В сюжетах, выбранных художниками, отражаются значимые события, трудовые подвиги, идеалы простого народа.
В музее к этому периоду относятся декоративные блюда с тематикой: "Да здравствует VII Съезд Советов" (1921), "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" (1921), "Прогулка матроса 1 мая в Петрограде" (1921) и т.д.
Агтитационный фарфор отражает идеи нового времени: "Землю - крестьянам, фабрики - рабочим!" Фарфор этого периода сейчас высоко ценится российскими и зарубежными коллекционерами, возможно, поскольку не имеет аналогов в мире.
В 1930-х годах на фарфоре появляются приметы времени: советское метро, культпоходы, достижения народного хозяйства, деятели спорта, изображения Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Выставка стала символом нового советского строя, о ней писали все газеты.
В то же время советскими художниками воспевается крестьянский труд, работа в поле, появляются изображения снопов, колосьев пшеницы.
Героями становятся красноармейцы, рабочие, простые труженики. Глядя на них, начинаешь верить в лозунги и светлое будущее советской республики.
В музее встречаются работы, которые посвящены советскому Востоку и другим народам СССР. Скульптуры "Туркменочка", "Узбечка" или целые скульптурные композиции.
Фарфоровые сервизы 1950-1980 гг.
Художники Ленинградского Дулевского, Дмитровского фарфоровых заводов (пос. Вербилки) за свой талант награждались медалями на международных выставках.
Дулевский сервиз с яркой, жизнеутверждающей росписью "Золотой олень" получил медаль на всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Для нескольких поколений советских людей он ассоциируется с родным домом и теплом. Посетители выставки, глядя на экспонат, говорят: "У моей мамы или бабушки был такой", и, наверное, это самая лучшая награда для художника. Предметы с росписью "Золотой олень" продаются на Дулевском фарфоровом заводе до сих пор.
Не менее любимы работы художника А. В. Воробьевского (Ленинградский фарфоровый завод). Предметы с росписью, придуманные мастером, выпускаются на современном Императорском фарфоровом заводе и пользуются огромным спросом на блошиных рынках.
На выставке было много работ, которые хочется отметить.
Советская фарфоровая скульптура и пластика
Художники-фарфористы вдохновлялись театром, литературой и балетом. В музее представлены фарфоровые скульптуры великих балерин Майи Плисецкой, Татьяны Карсавиной, Галины Улановой. Художники по фарфору добивались портретного сходства актеров в их известных ролях, к примеру, в балете Прокофьева или в трагедии "Король Лир". Благодаря таланту советских художников, фигурки балерин стали популярны и попали практически в каждый дом.
Литературные и сказочные сюжеты
Отдельная тема для творчества - это литературные и сказочные персонажи. Ленинградский фарфоровый завод в 1950-х гг. выпустил скульптурные группы по произведениям Н.В. Гоголя ( персонажи Маниловы, Плюшкин, Собакевич, Хлестаков, Бобчинский и Добчинский), а также известна скульптура "Квартет" (1949) по мотивам басни Крылова.
Скульптуры Ленинградского фарфорового завода были замечены мной на выставке в Доме Гоголя на Никитском бульваре.
Другие художники обращались к любимым литературным сказкам. На Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках были созданы скульптурные работы "Золотой Петушок" (автор С.М. Орлов, 1965-67 гг.), "Сказка о рыбаке и рыбке" ( С.М. Орлов, 1940-50 гг.), "Конек-горбунок" (1938 г.).
Художница О.М. Богданова тоже обращалась к сюжетам "Золотого петушка", а в 1952 году создала очаровательный образ из сказок Бажова - «Малахитовая шкатулка». Дулевский фарфоровый завод по-прежнему продает эти скульптуры.
Кроме литературных тем, в 1970-х была популярна тема светлого будущего и воспевания юности.
Мастера по фарфору экспериментировали не только с росписью, но и формами, например, обратите внимание на разнообразие советских чайников.
Узнать больше о выставках Музея декоративного искусства можно на сайте музея: https://damuseum.ru/
Спасибо за внимание!
Друзья, по правилам Яндекс Дзена, авторы получают вознаграждение за ваши лайки, подписки или комментарии. Если вам понравилась статья, поддержите автора лайком или донатом для создания новых статей!
При желании можно оформить персональную подписку на мои статьи на канале https://boosty.to/myloveiscups
#советский фарфор #выставки в москве #музеи москвы #искусствоведение #история фарфора