Найти тему
Елена Косинова

Нарушения звукопроизношения у детей. Выпуск 2. Логопедический ликбез для грамотных родителей.

Так как материалы на этом канале предназначены, в основном, для родителей, а также бабушек и других неравнодушных родственников, которым небезразлично, как говорит их любимый ребёнок, нужно уточнить некоторые логопедические термины. Как правильно: ребёнок не умеет произносить букву Р или звук Р? Так ли это важна эта разница? Нужно ли родителям вникать в эти тонкости? В этой публикации я объясняю, для чего родителям нужно разобраться в некоторых логопедических терминах и к каким затруднениям может привести непонимание.

-2

1. Всё, что мы произносим и слышим, мы называем звуками. Всё, что мы видим и пишем – это буквы. Когда я слышу, как родители объясняют, что ребёнок не говорит букву С или букву Р, то уже понимаю, что они пока тесно не общались с логопедом. Правильно: говорить, что ребёнок не умеет произносить ЗВУК Р или ЗВУК С, а не БУКВУ Р или С. Но зачем родителям вникать в эти нюансы?

-3

2. Это нужно знать, так как от понимания этого зависит реальная оценка проблем ребёнка, количество нарушений звукопроизношения у него. Одна буква может обозначать несколько звуков. Например, мама одного ребёнка на консультации мне объясняет, что ребёнок нечётко произносит букву С. Но в таких словах, как гуси, Вася, сено, он всё произносит «чисто», а вот в других словах – сок, собака, санки- буква С у него почему-то не получается. Или вот Р: в слове «репка» Р получается, а вот в словах «рыба» или «рука» - нет. Как бы немного помочь ребёнку? - задаёт вопрос мама. - Ведь он почти всё умеет произносить правильно, нужно только совсем немного с ним позаниматься … Приходится объяснять, что буква С у нас одна, но есть звук С и звук СЬ. Ребёнок может звук Сь произносить правильно, так как это более простой звук, а твёрдый звук С произносить неверно. Это касается всех звуков, которые имеют твёрдую и мягкую пару: З и Зь, Л и Ль, Р и Рь, К и Кь и т.д. Исключением являются звуки, не имеющие мягкой пары: Ц, Ш, Ж. Мягкие звуки легче для произнесения, поэтому их ребёнок осваивает раньше.

Для чего эти премудрости нужно знать родителям?

Во-первых, это подготовка родителей к школе (шутка). Там вашему ребёнку придётся с первого класса оперировать терминами звук и буква, учиться молниеносно определять, сколько в слове «конь» звуков и сколько букв и т.п. А вот это уже не шутка, а чистая правда о современной школьной жизни. С первого класса сейчас уделяется большое внимание изучению фонетики, т.е. тому, что сами родители в своё время начинали изучать намного позже. Например, я в своё время познакомилась с фонетическим разбором только в 4 классе, а современные дети это делают уже в 1 классе. Эту тему я обязательно буду обсуждать на своём канале, так как это напрямую связано с грамотным письмом.

Если говорить серьёзно, то родители должны понимать, какие звуки ребёнок произносит неправильно, над чем нужно работать. Мама будет думать, что ребёнок не умеет правильно произносить две буквы, (например, С и Р), а с точки зрения логопедии, у ребёнка есть нарушения звуков С , Сь, Р и РЬ. Может, логопеды всё усложняют? Если ребёнок может произносить мягкий звук, то научить его произносить твёрдый – пара пустяков? Они же так похожи: С и Сь, Л и Ль, Р и Рь! Нет, это не совсем так. Дело в том, что хоть твёрдые звуки и мягкие звуки кажутся почти родственниками, они отличаются своей артикуляцией. Это значит, что для произнесения твёрдых и мягких звуков язычок принимает разную форму и занимает разное положение во рту.

Сравним для примера звуки Ль и Л. Чтобы произнести правильно звук Л, нужно кончиком языка упереться с некоторым усилием за верхними зубками или в бугорки за верхними зубами (альвеолы). Язычок при этом похож по форме на ложку или седло: поднят кончик языка и корень языка (его задняя часть), а спинка языка – опущена вниз. А при произнесении звука Ль язык должен принять уже другую форму: кончик языка немного опущен и вместе с передней частью спинки прижимается к твёрдому нёбу, выше, чем при произнесении звука Л. Спинка языка поднята, а корень языка, наоборот – опущен. Есть, конечно, и другие отличия. Но, думаю, и тех, которые описаны выше, будет достаточно, чтобы понять, сколько отличий между этими «братьями».

-4

Есть ещё важный момент, который должны понимать родители и близкие люди ребёнка, принимающие участие в его развитии и обучении: нельзя научить ребёнка произносить звук Р, пользуясь тем, что он умеет произносить Рь. Они произносятся по-разному! Это касается и других сложных звуков: С и СЬ, Л и ЛЬ. Надо учить заново. Логопеду придётся провести большую работу, чтобы научить ребёнка произносить звук Р. А потом – научить его использовать в своей речи (автоматизировать, как говорят логопеды). Но это уже тема другой публикации.

А если ребёнок не произносит и твёрдый звук и мягкий? Тогда работы ещё больше, и алгоритм будет такой: сначала логопед научит ребёнка произносить твёрдый звук, а потом – мягкий. То есть, сначала звук Р, а потом звук Рь, сначала звук С, а потом - СЬ. Исключение в некоторых случаях может составлять звук Ль. Надеюсь, я убедила вас, почему и неспециалистам важно разобраться с некоторыми терминами. Это, в конце концов, планирование времени и ресурсов, в том числе и материальных. Ведь если у ребёнка нарушено произношение звуков С, Ш и Р – это одна история. А если ваш будущий школьник не произносит С и Сь, Ль и Л, Р и Рь – может потребоваться значительно больше времени и усилий. Пишите комментарии и задавайте вопросы.

Подписывайтесь! Будет ещё много интересного.

#ребёнокпроизноситнеправильнозвуки #занятияслогопедом 

#логопед_Косинова