Феминизм вернул явление, которое женщины уже пережили между 20-ми и 30-ми годами: женщины создают моду для удобства, комфорта, женской силы и независимости.
Очень грустно, что из дизайнеров межвоенного времени на слуху только Шанель и Баленсиага. Ну, ещё Пьер Бальмен, Скиапарелли и Мадлен Вионне. Тем временем с 1920 по 1940 год в США и Европе были дизайнеры не хуже. А может, и лучше. Судить вам — мы описали их яркие подвиги в сегодняшней статье.
В 1920-е годы женская жизнь полностью изменилась. И если вы внимательно присмотритесь, то все модные бунты и революции совершались женщинами и для женщин.
Классицизм, или мода Античности
На протяжении всей истории моды есть тенденция вне времени и трендов. Вся европейская культура построена на базисе Древних Рима и Греции, мода не стала исключением. На протяжении всей своей эволюции история искусства не переставала регулярно возвращаться к канонам Древней Греции и Рима.
Испанский дизайнер был не единственным, так как классицизм господствовал в начале XX века. Археологические раскопки в Кносском дворце на Крите вызвали повтор бума, вызванного Помпеями и Геркуланумом в 19 веке. А такие танцоры, как Рут Сент Денис и Айседора Дункан, прославились благодаря античным танцам в свободных одеждах.
Мадам Гре
Аликс Гре открыла свой модный дом в 1934 году, почти через два десятилетия после лихорадки классических культур, наводнивших моду. Немного предыстории: в 1906 году танцовщица Айседора Дункан выступила в Париже в одеждах, аналогичных тем, которые носили в Древней Греции и Риме.
Женская эмансипация: более удобные и простые платья
Первая мировая война массово включила женское население в мир труда: например, в Соединенном Королевстве 3,3 миллиона работающих женщин с 1914 года выросли до 4,7 миллионов в 1917 году. Они заменили мужчин в качестве основной рабочей силы на фабриках, фермах, в торговле. Изначально мужская профессия секретаря стала женской.
Как объясняет Бетти Кирк, с окончанием войны появился новый вид деятельности, такой как танцы или спорт, женщины стали физически активными: «Требовались простые и функциональные вещи». В своих мемуарах Сесил Битон прокомментировала, что общее объяснение этого нового стиля было связано с женской эмансипацией, которая стала новым лозунгом послевоенного периода: «Женщины получили право голоса, и их новая свобода выражалась через одежду [...]. Юбки поднялись, волосы были подстрижены в стиле Гарсон или Итон».
От появления актрисы Олив Томас в фильме «Флэппер» до спорного романа Виктора Маргерита «Гарсонна», культура была лучшим иллюстративным примером революции 1920-х годов. Швейные производства, возникшие до войны, служили идеальной питательной средой для нового подхода к моде.
Как сказала Соня Рикель, дизайнеры создавали вещи из-за собственных ограничений своего тела. Коко Шанель считала платье тиранией женщины. Используя свой талант, она устранила то, что ее беспокоило, что ей не нравилось. Она противостояла ярким цветам, всегда предпочитала черный и белый, оттенки природы. Кружево, вышивка, шифон и рюши с простыми линиями и простыми материалами, такими как шерсть или твид. И он внес свой вклад в этот андрогинный идеал, который стал новым каноном моды и красоты современных женщин.
Мадлен Вионне сделала еще один шаг. Геометрия ар-деко 20-х годов была отправной точкой её дизайна: классические силуэты, простейшие формы, таких как прямоугольники, треугольники и квадраты. Её вдохновляли одежды Античности: «Одежда Вионне основана на динамике движения, и она никогда не отходит от этой фундаментальной идеологии».
Античная простота проникла даже в мир шляп. И хотя некоторые дизайнеры, такие как Lanvin или Chanel, начинали карьеру именно со шляпок, настоящей революционеркой была Кэролайн Ребу. Она тесно сотрудничала с Мадлен Вионне и стала известной благодаря войлочному дизайну. Именно ей приписывают знаменитую шляпку клош.
Но не каждое предложение 1920-х было проявлением современности. Большинство обеспеченных клиентов хотели консервативную женственную одежду с рюшами и корсетами. Так было с Ланвином и его романтическим стилем, слегка имитирующим силуэт восемнадцатого века.
Модные дома великих русских княжон Марии Романовой и Ирен Голицыной
Дома моды, открытые в это время русскими аристократами-эмигрантами, следовали самой роскошной эстетике. Например, у Габриель Шанель эмигрировавшие великие князья Романовы управляли модным домом, а великая княжна Мария Павловна организовала целое производство роскошных платьев с вышивкой, инкрустацией бисером, стеклярусом, пайетками. Это было полноценное производство под названием Kitmir, принадлежавшее модному дому Chanel.
Хитом продаж было платье в стиле 20-х полностью из пайеток. Их пришивали вручную, спрос был бешеным. Если бы сама Коко села за такое платье, она не управилась бы за год. А если сопоставить доход бедной швеи и Шанель как хозяйки модного дома, получится грустная цифра.
А Мария Новицкая, основавшая в Париже в 1924 году модный дом, способствовала превращению пижамы в тренд. Она создавала роскошные пижамы из шелка с ручной росписью, вдохновлялась экзотикой Индии.
Помимо Новицкой, был ещё один дом — дом княжны Ирэн Голицыной. Думаем, она не нуждается в представлении. Самая высокородная русская аристократка, дочь князя Бориса Львовича Голицына, она училась искусству в Риме, английскому языку в Кембридже, Англия, и французскому в Сорбонне, Франция. У Голицыной было всё, чтобы стать звездой. И самое интересное, что самая яркая, самая известная модель её модного дома — шёлковые брючные костюмы получивших название «palazzo pigiama».
Ирен в январе 1960 года представила свою коллекцию во дворце Питти. В версии пижамы 1920-х годов брюки были широкими и почти имитировали юбку, Galitzine's — то есть Голицына — характеризовались узкими брюками в сопровождении короткой туники. Диана Вриланд окрестила сам показ и дворец Питти «пижамным дворцом».
Пижамы были шёлковыми с манжетами и бортами, то есть ничем не отличались от традиционной мужской пижамы.
Русские модные дома обожали роскошь, размах, оторочку мехом, богатую вышивку, бисер, стеклярус. Однако, чтобы выжить, многие в конечном итоге приняли простые современные формы.
От войны до войны
В межвоенное время женщины стали править модой. Несколько домов, которые уже существовали, были успешными в течение десятилетия, такие как Мэгги Руфф, Эльза Скиапарелли или испанка Ана де Помбо. Она, кстати, затем стала секретарем Шанель.
В США была та же ситуация. Историк моды Валери Стил пишет, что между 20-ми и 30-ми годами в Нью-Йорке были тысячи модных предприятий, большинство из которых возглавляли женщины.
Фактически, дизайнерами в Соединенных Штатах были преимущественно женщины, о чём мы ярко и увлекательно пишем вот здесь. Они вообще не ориентировались на Париж. Это они сформировали современную моду! И несправедливо забыты.
2022 год и возможность выбора
Miuccia Prada и Rei Kawakubo, Сара Бертон во главе Александра Маккуина, Клэр Уэйт Келлер в Givenchy, Мария Грация Кьюри в Dior (первая женщина в истории модного дома!). Виржини Виард у Chanel. Донателла в Versace. Виктория Бекхэм и сёстры Олсен.
Еще в 2017 году Ванесса Фридман размышляла в New York Times о 180-градусном повороте, который сделала мода: «В 2014 году Рианна получила награду Fashion Council fashion Icon Award в прозрачном платье с блестками и стразами; в ноябре прошлого года [2016] она приняла награду Shoe of the Year на Footwear News Achievement Awards в закрытом образе».
Смотрите, вся современная мода трубит об этом. Маскулинные блейзеры оверсайз, лоферы и броги, брючные костюмы…Другая привлекательность. Одним из самых известных было предложение Фиби Фило в Celine: «Образы женщин, интенсивно украшенных, *ексуализированных больше не актуальны», — сказала она.
Главное, что прекрасный пол имеет сегодня огромную свободу выбора. И способствовали этому женщины, о которых вы только что прочли в этой статье.
Благодарим любимых читателей и подписчиков за то, что прочли этот пост. У нас на сайте всегда много интересной и актуальной информации о мире beauty&fashion! А вообще у нас в блоге так круто, что не передать. Впрочем, судить вам. Вот ссылочки на последние статьи:)
С 1920-х по 70-е: подборка роскошных архивных фотографий с леопардовым принтом от кутюр
Культовые кошачьи стрелочки Одри Хепберн идут ВСЕМ!
Больше гламура: звёзды ближе, чем кажется. Разберём крутые стрижки и укладки MET Gala 2022