Найти в Дзене

УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ДОУ

Аннотация: В данной статье рассматривается исторические периоды становления методической работы в ДОУ, затрагиваются проблемы методической работы в современном мире. А также выявляется необходимость рационального и быстро решения образовательных проблем методической службой в наше время, и главное управление данными методическими службами в ДОУ.

Ключевые слова: методическая работа, дошкольное образовательное учреждение, управление, методическая работа, управление методической работой

В современных условиях развития общества на дошкольные образовательные учреждения возлагаются ответственные социальные задачи. Это обучение и воспитание будущего поколения, трудолюбивых, талантливых, творческих и инициативных людей, которые будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества. В связи с этим все больше внимания требуют недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Главными задачами руководства дошкольного образовательного учреждения являются выработка системы, поиски доступных и эффективных методов повышения педагогического мастерства.

Для большего углубления в вопрос важно рассмотреть историческую сторону. К.Д. Ушинский в своих исследованиях в середине XIX века отмечает, что "самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей". В своей статье "О пользе педагогической литературы" (1857 г.) К.Д. Ушинский пытается поднять авторитет педагога и формулирует основные требования к нему, в то числе, уделяя большое значение специальной педагогической и методической подготовке, считая, что специальные педагогические знания нужны педагогу для развития умственных способностей детей и привлечения их внимания. [6]

Первыми формами управления образовательной работы в России, становятся педагогические советы. Они создавались при каждой гимназии Уставом 1828 года. Н.И. Пирогов в свою очередь, как попечитель учебного округа, внес значительные улучшения в работу педагогических советов. При нем расширялось содержание обсуждаемых вопросов, были введены в систему доклады и обмен опытом по дидактическим вопросам, поощрения методических изысканий учителей, также рекомендовалось взаимопосещение уроков.[4]

Следующим значимым периодом в управлении образованием стало послевоенное время. Были приняты важные меры, направленные на обеспечение школ квалифицированными кадрами и на организацию обучения и подготовки профессиональных учителей. Так в Приказе Министерства Просвещения РСФСР от 6 декабря 1947 года № 813 говорится, что "существующая постановка методической работы не обеспечивает системного повышения методической квалификации учительства. Не укомплектованность кадрами многих районных педагогических кабинетов; безучастное отношение к методической работе со стороны ряда заведующих областных (краевых), городских, районных отделов народного образования и институтов усовершенствования учителей; шаблон в работе школьных и кустовых методических объединений и предметных комиссий, - все это вместе взятое привело к тому, что среди учителей понизился интерес к методической работе и нет должной заботы о повышении своей методической квалификации». Из-за чего и возникла острая необходимость в изменении существующего положения и вместе с тем повышение роли методической службы.

Далее структура методической работы делает большой рывок в 70-е годы. В "Типовом положении о районном (городском) методическом кабинете" (1969 г.) прописываются основные направления работы районных (городских) методических кабинетов, а также уделяется особое внимание подбору методистов, способных работать творчески, хорошо знающих специфику своего района (города), обладающих опытом организаторской деятельности.

В наше время в связи с необходимостью рационально и быстро решать образовательные проблемы значительно возросла роль методической службы, правильная организация работы которой является главным средством повышения качества образования, а реальный уровень постановки методической работы становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. В следствии чего нужно рассматривать управление методической работой в образовательных учреждениях, как что-то первостепенное.

Рассмотрим определение понятия «методическая работа» с позиции разных научных деятелей. Белая К.Ю. говорит, что методическая работа – деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. А в свою очередь известный педагог Т.И. Шамова рассматривает работу с педагогическими кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и задачи, содержание, структуру, формы и методы организации. Все исследователи едины в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. [7]

Методическая служба в ДОУ является связующим звеном между несколькими структурами педагогическим коллективом, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом и содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Методическая служба в ДОУ в соответствии с федеральным законом Российской федерации «Об образовании», ориентируется на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах конкретного человека, какого-либо общества и государства, и исполняя принципы государственной политики в области образования, призвана обеспечить:

- достижение воспитанником установленных государством образовательных стандартов;

- построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;

- адаптацию образовательного учреждения к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

- светскость образования[1].

Планирование методической работы в ДОУ осуществляется на основе анализов:

-анализ внешней среды дошкольного образовательного учреждения (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);

-анализ состояния дошкольного образовательного учреждения (уровня здоровья, развития учеников, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);

-цели деятельности и необходимые средства их осуществления определяются, исходя из результатов анализа.

Любое дошкольное образовательное учреждение может существовать лишь в одном из двух режимов: функционирования или развития.

Поэтому, если образовательное учреждение находится в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения воспитанников.

Но если коллектив решает работать в режиме развития (то есть, регулярно сменять содержание обучения или реализацию новых педагогических технологий), то это требует изменения всей модели методической работы, обеспечивающей переход образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития [3].

Во всех случаях главной целью методической службы в ДОУ будет являться создание образовательной среды, в которой всецело будет реализован творческий потенциал педагогов данного образовательного учреждения. Отсюда можно выделить основные задачи методической работы ДОУ:

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Направление деятельности ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития дошкольников.

5. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом.

6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Перестройка методической работы в дошкольном образовательном учреждении ставит перед собой необходимость дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какую информацию им предоставляют, какими знаниями, умениями и навыками должен владеть современный педагог и в каком объеме должны быть сегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации.

Таким образом, нужно отметить важность оптимального выбора содержания методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении. Актуальность такого выбора подтверждается результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях. Чтобы устранить рассмотренные недостатки и перевести содержание методической работы на новый уровень современных требований, следует проявить усилия на двух уровнях:

На первом уровне необходимо обеспечить и обосновать оптимальность выбора содержания методической работы для дошкольных учреждений с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитии профессионального мастерства педагогов и учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении; разработать и реализовать проект содержания методической работы для современного дошкольного учреждения.

На втором уровне необходимо уточнить и конкретизировать общие положения исходя из настоящих, неповторимых условий каждого дошкольного учреждения[5].

Основные подходы к организации методической работы в ДОУ будут основываться на:

- системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности дошкольного образовательного учреждения, его статуса и условий. Также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования различных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

- личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов на примере заместителя заведующего по воспитательной и методической работе и старшего воспитателя;

- дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в конкретном дошкольном образовательном учреждении;

- подход свободного самоопределения: свободный выбор педагогом образовательных программ и путей самореализации;

- мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

- коррекционный подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Одно из главных качеств современного руководителя дошкольного образовательного учреждения и его заместителей является системное видение управления и в первую очередь это внутрисадиковская методическая работа.

Система методической работы в ДОУ — это комплекс, состоящий из нескольких частей: работа с кадрами, управления педагогическим процессом, повышения квалификации педагогов и их непрерывного образования. Наиболее существенным свойством системы является сложность ее построения. Система управления методической работой может быть построена в виде различных реально действующих структур, например, управленческая часть позволяет построить систему в виде следующих взаимосвязанных элементов: программирование — планирование — организация — регулирование — контроль — анализ — стимулирование — коррекция. Деятельный аспект может выделить такую структуру: мотивы — цель — задачи — содержание — формы — методы — результаты. А содержательный аспект представляет следующую структуру взаимосвязанных направлений методической работы: мировоззренческая подготовка — частно методическая — дидактическая — воспитательная — психолого-физиологическая — этическая — общекультурная — техническая подготовка. Организационный аспект выделяет систему, построенную на формах методической работы или объединений педагогов по возрастным группам воспитанников и т.д.

Все рассмотренные аспекты и соответствующие им структуры неотделимо взаимосвязаны между собой таким образом, что все реализуются в каждой и каждая структура реализуется во всех. Такое многоаспектное видение системы методической работы позволяет руководителю дошкольного образовательного учреждения заметить слабые стороны системы и незамедлительно приступить к работе по их устранению.

Рассмотрим основные принципы, которые лежат в основе управления любой методологической деятельности: системность, конкретность и мера.

Принцип системности предостерегает руководителя от односторонности, попыток повышать эффективность работы с помощью частных, единичных, не связанных между собой средств.

Принцип конкретности при построении системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении играет очень важную роль. Любой педагогический коллектив может добиться оптимальных результатов только с помощью своего, учитывающего особенности конкретных педагогов и руководителей. Этот принцип предостерегает от механистичного подхода слепого заимствования одним дошкольным образовательным учреждением подходов, планов и структуры организации методической работы других учреждений.

С принципом меры у руководителей ДОУ часто возникают трудности. Данный принцип раскрывает то, что, каждый элемент, форма содержания методической работы, должны быть представлены в конкретной системе в определенном количестве, то есть в определенной мере. Ведь все коллективы педагогов разных ДОУ при всей похожести в общих чертах существенно отличаются друг от друга [2].

Таким образом, знания руководителями и их заместителями ДОУ задач, содержания, методов, принципов, подходов и организационных форм построения системы управления методической работы в дошкольном образовательном учреждении — это важный источник для выбора лучших и необходимых условий повышения ее эффективности. Главное следует помнить, что выработанные формы методической работы могут быть подходящими для данного конкретного педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, где они будут способствовать, реализации проблемы самообразования и профессиональному совершенствованию педагогов.

Литература

1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: Сфера, 2005. 96 c.

2. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2005. 160 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

3. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ОУ. – М.: Дрофа, 2005. 152 c.

4. Пирогов Н.И. Школа и жизнь// Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. 496 с.

5. Терре С.И. Методическая работа – как средство повышения эффективности и качества образовательного процесса. Иркутск: Дрофа, 2010. 3 с.

6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Том 2 Педагогические статьи. Издательство академии педагогическмх наук. РСФСР, 1857-1861. С. 15-41.

7. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами// Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2002. 320 с.