Найти тему
Без кино всё не то

«Казнь» Ладо Кватании: а судьи кто?

Возможно, последний российский фильм, который успели снять до введения моральных санкций и который добрался до пока ещё существующих кинотеатров благодаря своей аполитичности. Фильм, абсолютно удивительный для российского кино, потому что чисто жанровый, а у нас такого не делают. У нас — либо заказной ура-патриотизм, либо дикий артхаус, от которого хочется повеситься за гаражами.

«Казнь», конечно, тоже история невесёлая — можно даже сказать, что бьёт она не слабее «Груза 200» — но привычная российская чернуха здесь скована в одну цепь с выверенной детективной структурой, крепкими актёрскими работами и эстетским визуальным рядом.

Это не кино про «кто убийца», хотя этот вопрос постоянно себе задаёшь. Это изысканная шахматная партия о человеческих поступках, о преступлении и наказании, о смешении добра и зла. Вместе с главным героем, следователем Иссой Давыдовым, мы сначала задаёмся вопросом, а стоит ли искать справедливость, если награда уже получена, затем пытаемся жёстко «расколоть» подозреваемого и добиться чистосердечного признания, и уже к финалу понимаем, что история совсем о другом. Что в одной матрёшке — в расследовании серийных убийств — пряталась вторая: размышления о том, можно ли не замараться, погружаясь на самое дно преступного мира и примеряя на себя маску психопата.

В этом плане мастерски выполнено развитие центрального персонажа. Сначала перед нами герой без страха и упрёка, бескомпромиссный боец, идущий против системы вопреки житейским страхам («А вдруг уволят? У меня же семья, дети…»). К середине фильма в этом незамутнённом романтическом образе начинает расползаться чернильная клякса супружеской неверности. И уже к финалу охотник становится зверем, которого требуется загнать в капкан и обезвредить. Театральный актёр Нико Тавадзе, своим присутствием мир кино не балующий, создал потрясающе харизматичный и до жути реальный образ. Ещё один праздник для глаз — Даниил Спиваковский в роли маньяка-психопата.

Сравнения с «Настоящим детективом», летящие из каждого утюга, мне вполне понятны. С одной лишь разницей: там, где у американцев получился жутко красивый вымысел, у Ладо Кватании — жуткая правда. Банальное зло, сквозь призму камеры обращённое в торжество мрака. Пугает здесь не графическое насилие (хотя оно тоже присутствует), а внешне невинные кадры: как отец отдаёт своего ребёнка маньяку на время шахматной партии, чтобы зверь понюхал и пооблизывался, а взамен выплюнул ключик к поимке своего собрата по устремлениям; как врач в психиатрической лечебнице замазывает синяки на шее тональным кремом после очередного исследования; как молоденький следователь вырезает на столе ругательное слово, которое оказывается в его жизни последним. Ничего особенного. Кто-то с этим каждый день сталкивается и умудряется при этом остаться человеком. А умудряется ли?..

В общем, идите и смотрите. Пока ещё есть, где смотреть.