DG2 (Онже Волк)
СКАРАБЕЙ НА СВЯЗИ
Эссе
Аннотация
Теоретический фундамент аксона «Скарабей на связи» (КА «Нормальные Люди», 2009XII22). Эта акция, эксплуатируя различные аспекты вращения – религиозно-мистический, геометрический, физический, психотерапевтический и т. д. – объединяет их в некий комплексный угрожающий фон, более или менее соответствующий буддийскому представлению о проявленном бытии, как о навязанной, циклично повторяющейся, вредной и бренной массовой галлюцинации.
Эпиграф
Это были блюда, в которых мне, алчущему Тебя, подносили вместо Тебя солнце и луну, прекрасные создания Твои, но только создания Твои, не Тебя Самого.
Августин Аврелий
«Исповедь»
Эссе
Этому из Пизы довелось-таки такого натерпеться.… И всё чего ради: чтоб впарить предкам Дуче, Пиноккио и Чиччолины одну генитально простецкую истину: «Eppur Si Muove! [1]« Он хотел лишь тюкнуть их анфасом в реальность головокружения, в замороченность и зачарованность шарика, возопив о том, что мечты о незыблемости несуразны и что вообще-то мы – явно попали, и попали в центр смерча, на ребро юлы, в дантову воронку…
На четырёх допросах – от 12 апреля (дня Космонавтики, алконавтики, нарконавтики и психонавтики) до 21 июня 1633 года – Г. Галилей отрёкся от учения Коперника и 22 июня (начало Солнцеворота [2]) принёс на коленях публичное покаяние в церкви Maria Sopra Minerva.
К чему такой небесно-жгучий календарный символизм и что значит для церкви вообще разглашение тайных аспектов вращения, понять, в сущности, несложно; и даже – рекомендуется. Правда, для этого необходима, в первую очередь, жёсткая концептуализация некоторых столь обыденных категорий, что дешифровка их может представиться кое-кому делом пятым, аморальным и лиходейственным.
Вращением в геометрии называют вид движения, при котором остаётся неподвижной по крайней мере одна точка. При вращении на плоскости есть лишь одна неподвижная точка, называемая центром вращения. В случае вращения в пространстве имеется одна неподвижная прямая, называемая осью вращения. Любое отличное от параллельного переноса и зеркального отражения движение на плоскости представляет собой вращение вокруг некоторого центра. Отличное от сдвига и зеркального отражения движение в пространстве можно получить путём вращения вокруг некоторой оси и последующего сдвига вдоль этой оси (винтовое движение).
То есть, чистых видов отслеживаемого движения в пространстве всего числом – три: зеркальное отображение, сдвиг [3] (параллельный перенос) и вращение. И где-то так, между прочим, назрела потребность в анализе этого триединства вне привычной самбисту слиянности.
Поскольку постольку разница концептов отражения трёх видов движения в коллективном подсознательном существует и отслеживаема она, в том числе – исторически, следует начать разбор ситуации с непререкаемых особенностей нашего отношения к каждому из троицы. Зеркальное отображение воспринимается именно как динамический принцип, наивысшим проявлением которого считается идея тождественности божественного и человеческого. Сдвиг означает возможность существования единого во множестве состояний (позиций, координат, точек сборки), то есть возможность множественности проявлений сущего: чисто энергетический аспект мирообразования. И только образ вращения имеет замкнутую форму, выступает в качестве явленного: того, что может быть изображено.
Принцип, возможность, форма – теория, методология, практика. Исходя из метафизического положения о нисходящем характере Знания, наш мир суть всего лишь одна из практически возможных форм воплощения энергии творения (то есть фактически неотличим от наваждения), и форма эта – круглая.
Алхимия – наука о превращении как таковом – опирается в своём развитии всего на два базовых принципа: принцип подобия и принцип искажения. Эти основные алхимические принципы соответствуют, как уже упоминалось – зеркальному отображению и сдвигу. Деградация науки начинается с её дробления в сторону всё большей специализации (обособления) форм; все ныне существующие «науки» являются продуктами распада древних алхимии и астрологии. Изучение мира в рамках двух древних наук имело целостный характер – в отличие от нынешних, интересующихся сущей мелочью: частными случаями. Опять влипать в дурную бесконечность состояний? Увольте-с. Кривые зеркала всегда кривят [4].
То, что всё разнообразие явлений во вселенной не только может быть, а и должно быть сведено к некоему общему знаменателю – самопроизвольная естественная потребность человека как подобия божьего – нормального человека. Необходимость в постоянстве связи между творениями (горизонтальные связи), творениями и порождающим началом (вертикаль связи) породила весь спектр духовных практик. Но что это – связь?
Связь – взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и (или) во времени. С выявления устойчивых, необходимых связей начинается человеческое познание. В истории познания принцип всеобщей взаимной связи предметов и явлений выступал как один из основных принципов диалектики. Если два явления с неустановленным характером связи между ними принять условно за противоположности, то их синтез – как способ свержения разницы (дуализма) и обнаружения связи – абсолютно нормален, как и любая мыслительная операция, ориентированная на постижение целостности сущего. Если известен тип связи – антагонизм (как дуэльное множество) можно считать уже преодолённым. Из известных типов связей можно упомянуть механические, химические, информационные, исторические, биологические и т. д. Необходимость одновременного учёта нескольких типов связей порождает системный подход. Но нас-то, конечно, интересует возможность установления связей между любыми предметами и явлениями [5]: и горизонтальных, и вертикальной.
Вся мистика, если не обращать внимания на климактерические заблуждения едоков у телевизора, сводится к мистическому акту коммуникации между субъектом и объектом, при котором они сливаются. Мистический акт абсолютизирует тождество того, кто видит и того, что (кого) видят – безо всякой разницы и жидких исключений.
Синтез любых явлений в дзен-буддизме, к примеру, сводится к коанам – головоломкам, решение которых способствует внезапному постижению смысла бытия. Этот смысл (читай – причинно-следственная связь), как бы то ни было – существует. И ответ приходит в виде некоего совершенно особого состояния просветления – сатори, которое невозможно загнать в рамки геометрической модели (типа вращения). Любое вращение – модель галлюцинации, методология Мары. Да вы гляньте, как мы западаем на всё круглое: груди, ягодицы, мячики, колёса, луна, инь-ян, рулетка, русская рулетка…. Все наши мысли – внутри колеса. Чарующий глюк. Головокружение, вихрь – самые распространённые ощущения при приёме галлюциногенов. Вращение имеет когнитивный смысл только в том, чтобы достигнуть состояния его преодоления – как искусственная полоса препятствий. Ведь всё же: то, что нас не убивает – делает сильнее.
Выдернув хлястик из-под катка, КМС [6] умилённо причмокнул: чаще всего – убивает.
Колесо Сансары – модель дурной бесконечности перерождения. Чтобы не увязнуть в ней, нам предлагают обратить внимание на ступицу. Вращательное движение вокруг оси – движение тела, при котором какие-нибудь две его точки А и В остаются всё время неподвижными. Сколько людей на Земле? Только двое: мужчина и женщина, А и Б [7] – полюсы вращения. Половые различия обеспечивают постоянство перевоплощения – как результирующее поле при наложении двух переменных магнитных полей, имеющих одинаковую частоту, но сдвинутых одно относительно другого по фазе в пространстве (вращающееся магнитное поле).
Но, несмотря на то, что полюса – два, нужно помнить, что тело, совершающее вращательное движение, имеет всего одну степень свободы. Пять мешков [8] и одну свободу – конечную. Это вот состояние остановки мира (на ступице волшебной таблетки) как раз и называется нирваной.
В момент смерти нам даётся шанс освобождения всем, независимо от вероисповедания и социального статуса. Причём бардо – нейтральная полоса между перерождениями, пространство шанса – тоже по структуре своей трояко. В Чикай Бардо мы должны опознать себя в нисходящем потоке, сказав свету Я-Ты (осуществить зеркальное отображение сознанием). Ежели в Чикай вследствие растерянности либо невежества восхождение по вертикальной тропе не произошло, душа попадает в Хониид-Бардо, где происходит встреча с неведомыми чудовищами, которые в принципе являются тобой же (что и нужно осознать посредством сдвига точки сборки – возлюбив монстра как самого себя). В первых двух состояниях задействован сценарий полного освобождения: в Чикай – через прямое осознание, в Хониид – через горизонтальный синтез. В третьей же, Сидпа-Бардо, вы получаете возможность лишь получить более-менее хорошее следующее воплощение. Вывод: вращение – низшее из всей посмертной троицы. Если же вы просохатили по дурости все три, то далее уже тупо воплощаетесь по закону кармы – куда придётся.
При жизни просветление достигается мистическими практиками; всё их многообразие также сводимо к трём. Самый показательно-цикличный галлюциноген – циклодол, выступает здесь как бы фазовой иллюстрацией. Первая фаза, самая короткая – эйфория, соответствует экстатическим техникам (хлысты, суфии и т. д.). Вторая, самая продолжительная и наступающая в любом случае, фаза суженного сознания, учит созерцанию. Третья – галлюцинаторная, отображающая множественность параллельных миров, ввергает психонавта в визионерство (Сведенборг, Штайнер, Д. Андреев). Четвёртая – фаза выхода (циклопово похмелье) соответствует кармической расплате.
Самые ценные практики – созерцательные, ибо в них просветление наступает без телесной суеты, единственно проекцией сознания (зеркальным отображением – точка в точку). Визионеры понимают необозримость множества миров и их параллелизм, но при частом повторении становятся киноманами: фиксация на энергетическом сдвиге оси как элементе управления восприятием (магия) перекрывает стремление к полному освобождению от калейдоскопа. Экстатическая же мистика вообще уж слишком завихрённо-чувственна, эмоциональна и пространственна. И хотя чисто технически моменты свободы здесь тоже достигаются: преодолением вращения – через его абсурдизацию (как у вращающихся дервишей),– это всего лишь – моменты. Закреплять состояние при системном подходе приходится опять-таки: созерцательно.
Следовательно, даже в структуре общей мистической методологии, вращение как метод пребывает на низшем уровне.
Так решается Проблема Круглого. Но кто в ответе за вращение, за превращение, коловращение, сансару, мару, дрель и хмель? За то, что нам необходима униформа? Кто-то ждёт своего назначения. И этот кто-то имеет тело длиной до четырёх сантиметров, гладкое, чёрное; голова и голени передних ног с крупными зубцами.
Мистика египетского толка всё-таки капитальнее всего повлияла на формирование европейского самосознания, нежели какая-либо ещё. Тогда, когда алхимия ещё была жизнью, а не секретной практикой, скарабей считался символом перевоплощения, перерождения и реанимации. В катании навозного шарика видели эманацию солнечного вращения. Скарабей питается помётом, скатывая его в аккуратные планеты, тем самым сближаясь в поведении с танцующим Шивой – созидателем и пожирателем материальных миров [9]. Только не надо обобщать, что, например, если дерьмо – это первоматерия, то и весь акт творения не что иное, как – акт дефекации Создателя. Кто-то из – джаза, а мы из – помёта…. Нет, просто так становится понятнее весь грязный смысл иллюзионизма во вселенском масштабе. В зубцах на голове scarabaeus sacer видели подобие солнечных лучей. Жук-солнце был обожествлён, ему воздавали почести; не давили. Солнце же, как архетип вращения, должно, таким макаром, восприниматься как наивреднейшее обстоятельство наших жизней. Кстати ад, скорее всего, расположен отнюдь не под землёй.
Большинство земных контактных линий (если не все) регламентированы скарабеем. Скарабей паразитирует на связи и на нашей потребности в связи, превращая в суету и маету любую нормальную активность. Конечно, паразиты нужны (по данным Госкомстата) для того, чтоб помогать людям чесаться, и жить нам приходится во вращающемся мире, но – всеми фибрами стремясь к его преодолению.
Вращением Земли, например, объясняется смена дня и ночи, видимое суточное движение небесных тел, а также некоторые явления, происходящие на поверхности Земли: поворот плоскости качаний груза, подвешенного на нити (маятник Фуко), отклонение падающих тел к востоку и др.
День-ночь, день-ночь, ночь-день: нас нахально зомбируют [10].
____________________
normalpeople.org
2009
Примечания
[1] Ит. А всё-таки она вертится!
[2] И начало ВОВ.
[3] Сдвиг, кстати, однокоренное слово – такое же процессуально основополагающее, как: жизнь, свет, смерть, сон, секс, смех, страх, стресс, скорбь, взгляд, есть, пить, ссать, срать, бить... Сдвиг – это жизнь в чистом виде, без формы.
[4] В чувственном мире идея вращения порождает целую плеяду профанирующих эмоциональных фиксаций: «карусель, карусель – кто успел, тот и сел» (создаётся основа для конкуренции); «ах, как кружится голова, как голова кружится (сведение основополагающего христианского состояния – любви – к побочному эффекту: расстройству вестибулярного аппарата); сексуальный спазм у раков длится 24 часа (perpetuum mobile– мечта идиота)….
[5] Кстати, тоже системный подход, только – в идеальном выражении.
[6] Князь мира сего.
[7] Инь и Ян сидели на трубе (лежали на оси).
[8] Каменных.
[9] Родитель-убийца.
[10] Отклоняя к востоку.