Найти в Дзене

Доходный дом герцога Н. Н. Лейхтенбергского

Большая Зеленина дом 28.

Из интернета. Доходный дом.
Из интернета. Доходный дом.

Эта улица в первое десятилетие 18 столетия была проложена просто как дорога от Петропавловской крепости к пороховому заводу. И завод и дорога назывались "Зелейными" (зелье — порох). Почти через 100 лет, переведённый из Москвы завод закрыли, а дорога стала маршрутом на загородные дачи Крестовского острова. За сто лет город "вознесся пышно, горделиво" и аристократия стала обзаводиться загородными дачами, они быстро вырастали вокруг столицы; Елагин, Крестовский острова, Стрельна, Павловск и Гатчина. Везде, где располагались императорские резиденции.

Из интернета. Фрагмент мозаичного фриза.
Из интернета. Фрагмент мозаичного фриза.

Всё необычно в этом микрорайоне. На Петроградской стороне, как и на Васильевском острове, три доминанты этих островов, это Большой проспект В. О и Большой проспект Петроградской стороны, а так же Средние и Малые проспекты на обоих островах. Улица, как "Зелейная", постепенно, меняет своё имя на "Зеленина". Названий "Зелениных" три, но не проспекта, а улиц. Топонимический ансамбль в своём названии будет нарушен, он такой единственный; Большая, Малая и Глухая. Глухая Зеленина проходит от большой до Малой Зелениной.

Из интернета.
Из интернета.

На Большой Зелениной улице нас встречает уникальный дом. Дом в стиле модерн, сам по себе, туристическая Мекка. Доходный дом герцога Н. Н. Лейхтенбергского никого не оставит равнодушным, хоть место ему выбрали не совсем удачное, слишком улица узкая, но, что мы хотим от Петроградской стороны, самой старой городской застройки города.

Из интернета. Архитектор Ф. Ф. фон Постельс.
Из интернета. Архитектор Ф. Ф. фон Постельс.

Стиль дома не совсем "Северный модерн" столь характерный для нашего города, пережившего бум строительства доходных домов Петербурга за 17 лет, от 1900 года до революционного 1917 года. Дом построили по проекту Ф. Ф. фон Постельса, этот архитектор, яркий представитель, именно петербургского модерна. Очень талантливый и яркий человек, проживший долгую жизнь в постоянном творческом искании. Русский и американский архитектор и не только, но ещё и живописец, график, иллюстратор, общественный деятель. С 1920 года жил в США.

Из интернета. Крайний фрагмент панно фриза.
Из интернета. Крайний фрагмент панно фриза.

Мозаичный фриз на фасаде сделан по эскизам художника-архитектора С. Т. Шелкового. Верхняя часть дома, а точнее, его подкровельная часть, это уникальная редкость в градостроительстве, для своего времени — новаторство. Мозаика на уровне пятого этажа занимает всю длину фасада дома. Панно выполнено, как непрерывная панорама. Трёхгранные стеклянные фонари мастерских, на моей памяти, больше я таких не встречал, отделяют одно панно от другого. Пять пейзажных панно перемежаются стеклянными выступами- фонарями. Поздно вечером, когда панно скрыты, эти фонари, расположенные нетипично для эркеров и фонарей на фасадах домов, обязательно привлекали к себе внимание своей новизной. На правой, крайней мозаике располагается буква "Ф" и цифры 1905. Вся фасадная часть дома обильно, но без перебора, покрыта лепниной.

Из интернета. Фрагмент мозаичного панно.
Из интернета. Фрагмент мозаичного панно.

Парадный вход окаймлён свитком и двумя крупными розетками. Такой мотив орнамента с лепестками распустившегося цветка, часто и много используют в архитектуре, но и здесь розетка не совсем обычна. Будете смеяться, но я, лично, в центре вижу пуговицу, для кого-то солнце с инопланетными глазками в окружении закрученных листьев. Две девы в стиле ар-нуво, охраняют портал. Снова новинка, их кариатидами не назовешь, к чему более привычен глаз, наблюдая за оформлением парадных дверей. Рельефные декоры эркеров, гармонично дополняют рисунок оформления окон. Над ними очень необычные балкончики. Дом имеет два внутренних двора, с большими окнами мастерских наверху. В парадных сохранились изразцовые печи, решетки лестничных пролётов увиты растительным орнаментом. В квартирах назвать потолок потолком язык не поворачивается, потому что, это плафоны искусно декорированные лепниной. Старинный потолочный декор в коммуналке, сколько таких квартир по всему центру Петербурга. В доме были созданы помещения под художественные мастерские, художники, как только дом был сдан, быстро заселились в необычные помещения.

Из интернета. Фрагменты лепки фасада.
Из интернета. Фрагменты лепки фасада.

Художники не выкупали, а арендовали эти помещения. Одна из мастерских долгое время принадлежала художнику Ивану Пархоменко. Он оставил портретную галерею поэтов и писателей, в основном, живших в Петербурге. Жильцы дома могли, при встречах, раскланиваться с писателями Леонидом Андреевым, Иваном Буниным, Александром Куприным, Вересаевым. Захаживал на литературные вечера Александр Блок, читавший свои стихи.

Из интернета. Лариса Михайловна Рейснер, "Валькирия Революции"
Из интернета. Лариса Михайловна Рейснер, "Валькирия Революции"

Сегодня Вы опять большой, как тишина..

Исполнены томлений и корысти,

На полотне бесшумно спорят кисти,

И тайна творчества загадки лишена.

Это четверостишие из стихотворения "Художнику", написано Ларисой Михайловной Рейснер. Героиня Гражданской войны, жила какое-то время в этом доме. Противоречивая, но талантливая личность, прожила экстра неординарную жизнь. От обожания до лютой ненависти, такие чувства она вызывала у людей.

Из интернета.  Николай Николаевич Лейхтенбергский.
Из интернета. Николай Николаевич Лейхтенбергский.

Дом построен для светлейшего герцога из старинного французского рода Богарне. Полное обращение, герцог Лейхтенбергский, 5-ый принц де Богарне, Николай Николаевич. Внук Великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая 1. Уроженец Женевы, православный дворянин, в1920 году эмигрировал во Францию, в своё родовое имение Рут. Через восемь лет умер и был похоронен на родовом кладбище в деревне Энддорф в Баварии.