Искушение – как исцеление.
Прежде всего, заметим, что всякому человеку в течение жизни периодически случается испытывать различные дьявольские искушения. Дьявольские, потому что Бог никого не искушает.
«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого». (Иак.1:13).
Дьявольские искушения еще и потому, что искушает людей дьявол, который когда-то искушал и Бога Сына, второе лицо Святой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа.
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и
поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все
царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему». (Мф.4:1-11).
Таким образом, Сына своего Владыка не дал искусить, ибо Бог сильнее дьявола, и сатана подчиняется Господу, а не наоборот. А кто подчиняется, тот и слабее.
«Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре». (Рим.16:20).
Но если с Богом у сатаны не получилось:
«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». (Откр.12:9),
то людей дьявол искушает постоянно, ибо это его единственная возможность отомстить Богу.
«…противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить…». (1Пет.5:8).
Мщение в этом случае, правда, по-детски наивное, ибо, во-первых, каждый человек сам выбирает свой путь и в т.ч. с кем ему идти по жизни: с Богом (таковых большинство)
«Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного». (Ис.45:22)
или сатаной (таких тоже, к сожалению, много);
«Не давайте места диаволу». (Еф.4:27)
во-вторых, навредить Господу Богу своим грехопадением человек не может, ибо страдает в этом случае сам человек а не Бог, и потому что Бог всесилен, и потому что Бог не испытывает страдания, ибо страдания испытывают только люди; особенно те, которые деяниями своими отходят от Бога, уходят с дороги праведной, нарушая Заповеди Господни, нарушая Духовные Законы, и получая в итоге кару небесную при жизни, и вечное проклятие в аду после смерти земной, оказываясь не на небесах, в Царствии Небесном, а в Аду, в преисподней, где дьявол с бесами.
«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё». (Втор.30:19).
Слово искушение в переводе с греческого означает испытание.
«Всё испытывайте, хорошего держитесь». (1Фес.5:21).
Именно так необходимо понимать искушение, которое периодически случается с каждым из нас.
«Зная, что испытание вашей веры производит терпение». (Иак.1:3).
И уже от нас зависит – поддаться ему, и совершить грех, или все-таки довериться Отцу нашему Небесному, и еще крепче поверить в Него, в Его силу и Славу.
«Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня, и узнай помышления мои». (Пс.138:23).
Дабы уберечь себя от греха, ибо искушение-то нам дается, потому что человеку Господом дана свободная воля. Он может выбирать на свой выбор – совершать зло или делать добро. Верить в сатану или в Бога. И уже от того, какой выбор сделал он, человек, будет зависеть дальнейшая его жизнь. Если нарушил он духовные законы – постигнет его наказание. Если не нарушил – спустится на него благодать Господня. Как говориться – выбор за вами.
В тоже время следует заметить, что если слово искушение воспринимать как испытания, то такие испытания могут быть и от Бога.
«Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие». (1Пар.29:17).
Правда отличие между искушениями от сатаны и от Бога в том, что при искушениях от дьявола – дьявол хочет, чтобы человек впал в грех, а при испытании от Бога – Господь желает, чтобы человек закалился душевно в вере и делании добродетелей.
«Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа». (1Пет.1:7).
Поэтому и попустительствует Господь искушениям дьявольским, веря, что человек любит его, Господа, а потому сможет противостоять сатане.
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения». (Иак.1:2).
Бог может давать испытания, чтобы закалить веру. Вспомним Ветхий Завет, когда 40 лет Господь водил по пустыне народ израильский, прежде чем вывел их на землю обетованную.
«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет». (Втор.8:2).
И когда Господь с радостью замечает, что человек проходит достойно свои искушения, одаривает его своей благодатью.
«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». (Иак.1:12).
При этом каждый человек должен с радостью благодарить Бога за различные искушения, ибо эти испытания посылает Он, дабы закалить души наши, укрепив в вере в Отца нашего Небесного, а значит, и спасти нам же свою жизнь.
«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте». (2Кор.13:5).
Необходимо помнить, когда человек поддается искушениям и идет на поводу у них – он совершает грех.
«...всякий, делающий грех, есть раб греха». (Ин.8:34).
Грех напрямую связан с нарушением Заповедей Божиих. Любой человек, когда нарушает их – понимает это, ибо начинает у него болеть душа, потому что плачет совесть кровавыми каплями, а внутреннее Я – обвиняет такого человека, как только возможно ему; и начинаются у такого человека муки прижизненные, ибо наказывает он сам себя поступками своими.
«Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.6:23).
Заметьте: сам наказывает себя, а не Бог его наказывает, ибо Бог никого не наказывает, а даже самых отчаянных грешников Господь приводит к покаянию. Чем? Осмыслением поступков своих, осознанием свалившихся несчастий на такого человека, от которых страдания начинаются такие, что иной раз лучше самая страшная физическая
боль, чем муки души. Любая боль со временем притупляется, если это боль физическая. Время тут мимолетно, сначала притупляется боль, потом отключается сознание, если болевое воздействие продолжается. Тогда как боль душевная не исчезает никогда, если человек не показывает искреннего смирения, терпения, и через покаяние в грехах своих заслуживает прощения у Бога.
«Господи! Ты испытал меня и знаешь». (Пс.138:1).
И даже если человек вроде как праведно живет и все у него в порядке, все равно все так устроено, что не бывает вечного счастья; и рано или поздно на человека обрушиваются испытания.
«Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа». (1Пет.1:7).
Испытания – это искушения, как и искушения – это испытание, ибо одно вытекает из другого и наоборот, потому как все взаимосвязано.
«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного». (1Пет.4:12).
И уже дальше все зависит от самого человека.
«Кто был искушаем золотом – и остался непорочным? Да будет это в похвалу ему». (Сир.31:10).
Если он делает правильные выводы после того как обрушиваются на него страдания, если он понимает, что любые страдания — это не только наказание за грехи, но и прежде всего благо для человека, ибо дается шанс Господом такому человеку исправиться, изменить в чем-то поведение свое;
«Ибо, когда они были испытываемы, подвергаясь, впрочем, милостивому вразумлению, тогда познали, как мучились во гневе судимые нечестивые». (Прем.11:10).
и вот если так – то тогда страдание переходит в терпение, терпение в смирение, смирение в покаяние, а покаяние – в исправление собственной греховной страсти путем нивелирования греха и заглушения (на время, к сожалению, только лишь на время) греховной сущности. А значит, спускается сверху Господом на такого грешника Благодать Божья, и он обретает успокоение душевное.
«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». (Тит.2:11-12).
Но если нет, если при всяком несчастии человек гневит Бога и пытается сам что-либо исправить да изменить без покаяния, веры в Бога и смирения, то тщетны его усилия, ибо ничего у него не получается, а если на время вроде как получается, то прежде всего это только кажется человеку (ибо затуманен мозг его пораженный грехом), а после – приходит еще большее страдание. И тогда уже путь к Богу для такого
человека становится невероятно долгим; но он есть, ибо каждому Господь оставляет надежду через любовь свою и веру. Веру в Бога, веру в Господа Бога нашего, Иисуса Христа.
«Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». (2Кор.8:10).
Давно пора всем понять, что так устроен наш земной мир, что периодически даже самую благодатную жизнь будут нарушать страдания, из-за того, что человек совершает грехи (страдания – как следствие нарушения духовных законов).
«Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым». (Гал.6:1).
Даже если ему кажется, что он не нарушает и живет праведно, это не так, ибо жить праведно в миру – невозможно!
«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы». (Екк.7:20).
Именно поэтому уходят православные в монастыри и становятся отшельниками. Ибо жить среди людей – значит волей-неволей поддаваться искушениям.
«Бог верен, а всякий человек лжив». (Рим.3:4).
И в ряде случаев эти искушения такие, что приходиться выбирать из двух зол наименьшее. Пример? Если близкому Вам человеку (который, предположен, слаб и беззащитен) вдруг угрожает опасность в виде насильников или хулиганов, или недобросовестных людей, что Вы будете делать? Если смиритесь (не противясь злу) – значит, будете попустительствовать злу, над Вашим близким совершится непотребство, и Вы тем самым причините ему боль (ему и себе) тем, что не защитили его, того, который более слабый. Если же пресечете зло
имеющейся у Вас силой – причините зло и насильникам и себе и, опять же, этому своему близкому в т.ч. (ибо попадете в тюрьму, где будете и сами страдать и человек, которого защитили, будет страдать и винить себя в том, что произошло с вами по его вине; а помимо этого – будут страдать и родственники того человека-злодея, которому вы своей защитой близкого вам человека причинили зло, пытаясь уберечь своего близкого, на честь и достоинство которого этот злодей покусился).
Получается как бы замкнутый круг. Одно зло порождает другое, а ничегонеделание -- также порождает зло и страдания. И иного не дано, ибо все люди, а природа людская – греховная уже от рождения своего, ибо люди рождаются уже с греховными наклонностями.
«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела Диавола». (1Ин.3:8).
Как известно, существует три типа греха. Грех первородный, доставшийся нам от прародителей человечества, Адама и Евы, грех родовой или наследственный, и грех личный, в результате жизни каждого конкретного человека. Профессор Московской Духовной Академии А.И.Осипов в своих лекциях уточнял, что на самом деле следовало бы говорить не о трех типах греха, как это принято в богословии, а о трех смыслах понятия слова «грех».
Первое понятие греха называется первородное повреждение и связано с повреждением человеческой природы в результате греха прародителей. Это тот грех, который неизменяем, т.е. с которым рождается каждый. Проф.Осипов уточняет, что это не личный грех Адама, а то повреждение, которое возникло с падением Адама.
Второй смысл понятия греха связан с унаследованием от родителей их грехов (например, алкоголизм, болтливость, злоба, гневливость и проч.) или добродетелей (например, наследственная склонность к добру и т.п.). Это т.н. родовой грех, выражающийся в основном в наследовании болезней духовного порядка (могущих проявляться даже в 3--4 поколениях и старше, хотя более всего достается наследственных черт от родителей). Этот грех можно изменить, избавившись от него если не самому в процессе собственной христианской жизни, то, по крайней мере, дети уже будут рождаться более чистыми. Единственный человек, кто родился без родового греха и духовных болезней – был Иисус Христос, рожденный от Духа Святого и Пречистой Девы Марии, родители которой были особенно святы.
Третье значения понятия греха – личный грех, образующийся в результате данной нам Господом свободной воли, которая приводит нас к греховным согрешениям и последующей расплаты. Мы сначала грешим, а после за это расплачиваемся. Причем не первородное ни родовое греховное повреждение природы человека не уничтожает его свободы, хотя и ограничивает (или увеличивает) его силы. Грехом человек повреждает природу, данную Богом, а значит, уничтожает себя. Не гневает Бога, а вредит себе.
«Как вы оставили Господа, то и Он оставит вас». (2Пар.24:20).
Искушение само по себе это испытание, своего рода провокация на грех. И от человека уже зависит пройти мимо такого искушения или согрешить. Преподобный Ава Дорофей говорил, что любому богоугодному делу предшествует искушение, или же после богоугодного дела наступает искушение, ибо все, что делается ради Бога, должно быть испытано искушением. Даже в молитве Господней мы просим Господа: «не введи нас в искушение», чтобы он не вводил нас в искушение, а если ввел – не оставил нас, предав искушению и падению нашему.
«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». (Мф.26:41).
Искушения сопровождают человека всю его жизнь и приходят к человеку по Божьему попустительству для исправления человека, испытания его в вере, наказания даже. Это могут быть или несчастья, свалившиеся на человека, или мысли его страшные, не дающие ему покоя ни днем, ни ночью, например, сожаление о чем-то, что не удалось сделать или что вышло так, а не иначе, или же боязнь воображаемых опасностей, проявление недовольства, досады¸ обиды, раздражения, и уже вследствие всего этого развитие тревоги, беспокойства, и прочих проблем психологии с психиатрическим уклоном.
«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам» (Мф.18:7).
При этом только путем преодоления искушений у человека укрепляются духовные силы.
«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни…» (Иак.1:12).
Мы должны помнить, что Господь Бог наш, Иисус Христос вынес достойно дьявольское искушение. Тогда как, не пройдя искушения, бывший светлый ангел Денница стал падшим ангелом и дьяволом. Первый человек Адам пал после искушения Евой, которая до этого пала после искушения дьявола, вселившегося в змея. Искушение кто-то проходит, кто-то нет, как не всякий проходит проверку на испытание верностью. Верностью Богу, верностью любимым, верностью своим принципам и идеалам. Человеку дан Богом свободный выбор, собственное волеизъявление. И потому от человека зависит, выстоять, или упасть. Выстояв – он обретает Царствие Небесное. Если же падает – ждет его Ад и вечные муки.
«...там будет плач и скрежет зубов». (Мф.24:51).
«И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его». (Откр.14:11).
«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Мф.25:46).
Любое искушения дается нам для понимания собственной греховности.
«Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих». (Дан.9:5).
Не может быть иначе, и никогда не будет так, чтобы не возникало чего-то, что будет вызывать недовольство души нашей.
«Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас». (Еф.4:31).
И зависит тут уже от нас самих, как мы реагируем на то, или иное обстоятельство жизни: или смиренно выносим и тем самым приближаемся к Богу, или гневаемся, а значит, отдаляемся от него.
«Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою, ибо Господь откроет тайны твои и уничижит тебя среди собрания за то, что ты не приступил искренно к страху Господню, и сердце твое полно лукавства». (Сир.1:30).
Любое несчастье наше, любое, отчего вскипает нерв изможденной души нашей – это послано от Бога как испытание веры нашей христовой.
«Ты имеешь веру? имей её сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает». (Рим.14:22).
Если человек не молится, не предает себя полностью воле Божественной, так и остается все в нем, вырастая в какую даже патологию душевную.
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением». (Кол.4:2).
Ибо грех рождает безнаказанности мыслями и желания искоренения его путем избавления от страданий в жизни этой. Это не верно. Никто из живущих на земле не в силах ничего сделать, ибо на все сила Божья, только он может при желании повернуть так, чтобы не было у нас страданий душевных, а пребывала благодать только, а может наоборот – чтобы мы начинали мучиться от мелочных страданий, а в итоге пришли к более тяжелым. Ангел хранитель есть у каждого из нас, Богородица оберегает нас, Господь любит и держит под своим покровительством.
«…ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему». (2Пар.30:9).
Если верим мы. Верим – значит, считаем, что ничего от нас не зависит и что дано – дано для смирения нашего и укрепления в вере.
«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». (Ин.3:18).
Это необходимо понимать и не противиться страданиям душевным, не противиться искушению, а надо правильные делать выводы, когда спускается на нас искушение, которое чаще всего бывает от сатаны при попустительстве Господнем.
Но если Бог допускает это, значит нужно это ему. И от нас требуется только лишь покаяние и смирение, а остальное он сам направит, чтобы было так, как будет лучше для нас.
Господи, прости, сохрани и помилуй.
Святый – исцели души наши.
Владыко - прости беззакония наши.
Господи – очисти грехи наши.
Святая Троице помилуй нас.
Боже, помяни меня, грешного, в Царствие твоем.
Боже, милостив буди мне, грешному.
Предстою грешной и окаянной своей душой, Господи, перед тобой, помоги, спаси и сохрани. Аминь.
prof. Сергей Зелинский
чемпион мира по боям без правил (США,1998), мастер спорта СССР по боксу, доктор философии, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг, главный тренер Бойцовского клуба Сергея Зелинского, Россия, Санкт-Петербург, клубзелинского.рф / сергейзелинский.рф