_____________________________________________________________________________________
Дисклеймер: данная статья не несёт в себе цели оскорбить или дискредитировать институты культуры и образования РФ, а также отдельных людей. Она отражает мнение одного-единственного человека, являющегося музыкальным педагогом, создающего контент на этой странице. Просьба отнестись с пониманием и, если вы несогласны, высказаться в комментариях, рассказав вашу позицию без осуждения.
_____________________________________________________________________________________
Громкое заявление, не так ли? Но сделаем скидку на то, что это вопрос и начнем разбираться, почему он вообще возник.
Преподавание и методика музыки в разных странах имеет свои черты и свойства. В США, например, система музыкального образования построена на музыке, близкой духу нации: джазе, джазовых упражнениях и джазовых композиторах. На Востоке — свои тонкости, в Азии — свои. Многообразие всех этих деталей обучения в разных странах и делает каждое обучение уникальным.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Именно из-за этого многие музыканты отправляются в другие страны: чтобы перенять опыт разнообразных традиций и культур. И музыкальное образование в России - не исключение: из других стран приезжают к нам, а мы - к ним.
Но вот, в чем загвоздка: «получение опыта» нашими соотечественниками-музыкантами в других странах всё чаще становится скорее правилом, нежели исключением. И причина здесь, к сожалению, одна, но обширная: недостатки собственной системы образования.
Вывод смелый, опыт личный, но далеко не беспочвенный: я более 5 лет преподаю самые разнообразные музыкальные дисциплины. Это и фортепиано, и теория музыки (сольфеджио, базовая гармония, ЭТМ, история музыки и музыкальная литература). Благодаря этому сформировался и определенный круг общения. Так что отчасти говорю не только от себя, но и от преподавателей, работающих и в государственных заведениях, и частно.
Итак, какие же сейчас есть проблемы в отечественном музыкальном образовании?
Это явно будет целый цикл статей и начнем мы, пожалуй, с пояснения общей ситуации. Музыка — это продукт творческой энергии человека. А творчество — очень капризная и свободолюбивая (!) вещь. Если его заковать в какие-то рамки, оно перестаёт быть творчеством. Но… А вот и первое НО. К сожалению, практически во всех (да-да, даже в творческих) сферах, будь то изобразительное искусство, театр, музыка и пр., присутствует огромное количество бюрократических регламентов, указов, законов и еще кучи-кучи всего, что ставит творчество и людей, с ним связанных, в зависимое положение.
Если речь про государственные образовательные учреждения, эти регламенты касаются буквально каждого педагога и проявляются в огромном количестве, откровенно говоря, не самых нужных действий и вещей. Это и многочисленное количество журналов, которые каждый преподаватель вынужден заполнять в нерабочее время, и само построение учёбы, предметами, которые в неё включены.
Если речь про личное преподавание и частные школы, здесь одна из главных проблем в максимально финансово некомфортных условиях, которые созданы для учебного бизнеса.
Но давайте по порядку. Есть три основных варианта, с помощью которых в России можно обучить музыке: государственные образовательные учреждения, частные школы и репетиторство.
Государственные образовательные учреждения
Здесь тоже начинаем делить: на начальное музыкальное образование, среднее и высшее. "Началка", пожалуй, корень зла.
Представим ситуацию: мама заметила, что ребёнок, совсем маленький, буквально 5–6 лет, интересуется музыкой. Что думает мама? Естественно, нужно отдать чадо на условное пианино. Решается и отводит сына/дочь в ближайшую ДМШ или ДШИ. Приводит ребёнка(!), который еще и в школе-то толком не учился, который не закован в рамки, не приучен к стандартному мышлению, словом, который от и до свободен, в ДМШ или ДШИ. И что видит вместо колыбели искусства? Некий плагиат на отделение «Сбербанка» или «Пятёрочки». Зелёная едкая вывеска «Московская школа искусств», зелёные двери (разве что сами не открываются и рядом нет менеджера). Маме кажется, что эта школа «какая-то не такая», ведёт своё чадо в другое место и… видит ровно то же самое.
Созданные под копирку, «Московские школы искусств» уже обликом намекают, да не просто намекают, а будто кричат, что в каждой школе может немного отличаться кухня, но суть у них совершенно одинаковая. О каком творческом обучении может идти речь, если всюду всё несколько... под копирку?
Ребёнок этого ещё не понимает, поэтому милые зелёные дверки, пуфики в коридоре и стульчики кислотных цветов ассоциируются у него с игрой. И вот выходит учитель. Он улыбается, старается вызвать доверие. Ведёт ребенка в кабинет и показывает пианино или рояль. Условный Ваня в восторге! Ему нравится, он готов «поиграть» — «потыкать на кнопки». Но, как показывает практика, зачастую всё самое приятное на этом и заканчивается.
Что же представляет из себя преподаватель?
Обрисуем среднестатистического. Варианта три:
- Женщина, которая уже проработала в одном месте от 20 лет, на протяжении всего этого времени получает далеко не самую большую зарплату. Она вынуждена заполнять кипы бумаг, в которых сказано, сколько она отработала часов с точностью до минуты, какие программы, какой ученик и на каком зачёте отыграл, есть ли у этих учеников какие-то достижения за тот или иной период обучения и тд. Ведь с неё бюрократически (!) требуют больших успехов учеников — от этого зависит её статус, звания, достижения, опыт, а от них — оплата труда. К сожалению, напрямую. В «обычных» ДМШ и ДШИ таких преподавателей сейчас большинство.
- Молодой специалист на ещё меньшем «жаловании», которого «старый» устоявшийся коллектив и директор не считают за профессионала (грустно, но если хотя бы за человека считают — уже неплохо). Такой преподаватель, как говорится, луч света в темном царстве: зачастую он еще пытается привнести частички творчества в свои занятия.
- Известный педагог. У него действительно хочется учиться, потому что ему есть, что привнести в жизнь ребёнка. Таких, увы, единицы.
Это очень условный, но, к сожалению, среднестатистический портрет преподавателя ДМШ и ДШИ. Бывают, конечно, исключения. Например, солидная зарплата у молодого педагога или же горящий своим делом специалист в возрасте. Но на то они и исключения, что встречаются редко. Очень.
К слову, в ДМШ (детских музыкальных школах) и ДШИ (детских школах искусств) сейчас больше всего преподавателей первого типа. Из-за этого дети зачастую в прямом смысле боятся и музыки, и фортепиано. А после уроков у таких педагогов родители вынуждены нанимать репетиторов: чтобы если не возвращать чадам любовь к музыке, то хотя бы помогать сдавать зачёты. А по итогу что? А по итогу ребёнок просит забрать его из «музыкалки», вспоминая её худшими словами всю оставшуюся жизнь.
А продолжение статьи еще следует;)
____________________________________________________________________________________
А пока почитайте интервью пианиста, которому очень повезло с педагогами:
И другие части цикла:
____________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент.