Выгодно ли заниматься строительством тини-хаусов в России
Недавно ORAX рассказывал про россиян, которые живут в тини-хаусах. Оказалось, что в нашей стране есть немало людей, которым сильно приглянулся такой формат проживания. Не отстают и производители мини-домов: продажи компактных модульных вариантов для жизни за городом растут, а некоторые компании вышли на европейские рынки. Производители мини-домов подтверждают, что у нового формата есть множество преимуществ, которые способны привлечь покупателей. ORAX решил изучить этот рынок поглубже и поговорить с производителями этого сегмента недвижимости о целевой аудитории, перспективах развития отрасли и факторах, которые ей могут помешать развиваться.
В России формат тини-хаусов начал развиваться в конце 2010-х годов. Сейчас в нашей стране существуют два основных формата маленьких домов – тини-хаусы на колёсах и их стационарные аналоги площадью 20-40 метров. У нас тини-хаусы чаще всего используются как жильё «выходного дня» или аналог дачного дома, которое позволяет отвлечься от недостатков городской жизни и побыть ближе к природе. По оценкам участников рынка, формат домиков на колесах — отдельная категория, которая сегодня переживает не самые лучшие времена, поэтому в этом тексте мы разберем только стационарные тини-хаусы. Домам на колесах лучше посвятить отдельный текст и разобраться с ними в деталях.
Если же говорить про стационарные дома, то на российском рынке уже существуют компании, которые готовы спроектировать и полностью построить тини-хаус. Услуги по постройке тини-хаусов оказывают несколько фирм в разных регионах. Например, московская компания “МиниДом” предлагает клиентам тини-хаусы разных размеров стоимостью от полутора до двух миллионов рублей, включая сборку дома и его отделку. Они считаются одним из лидеров рынка: клиент из любого региона может выбрать один из шести предлагаемых компанией мини-домов, заказать необходимые опции и даже воспользоваться программами льготного кредитования.
Их ближайшие конкуренты из Карелии оказывают похожие услуги по цене от 690 тысяч рублей за небольшой дом. При этом компания говорит об ответственном потреблении и энергоэффективности своей продукции и предлагает несколько вариантов тини-хаусов, которые ранжированы по качеству отделки и возможности автономного функционирования дома без подключения к общей электросети.
Есть еще несколько заметных компаний на рынке, которые либо специализируются на производстве тини-хаусов, либо видят это только в качестве дополнительного направления в девелопменте. Последние только присматриваются к мини-домам, как к бизнесу и активно изучают рынок.
Что с рынком тини-хаусов в России?
Подробные исследования отечественного рынка мини-домов ещё не проводились — отрасль можно назвать зарождающейся, но с уверенностью можно сказать, что эксперты фиксируют рост спроса на подобные компактные решения. Особенно это связано с трендом на переезд за город, усилившимся в пандемийный период. В то же время представители московских властей полагают, что доля компактного модульного домостроения в ближайшие годы точно не превысит 10% всего рынка жилой недвижимости в России.
Еще несколько выводов можно сделать, изучив открытые источники и данные с сайтов производителей тини-хаусов. Во-первых, годовой оборот большинства компаний на рынке не превышает 10-12 миллионов рублей, а количество возводимых одной компанией объектов обычно колеблется в районе 8-12 домиков в год. Подтверждают такие оценки и опрошенные ORAX участники рынка.
Представитель компании “ДубльДом” рассказал, что у них в планах есть продажа не менее 10 мини-домов “Тополь-27” до конца этого года. До 24 февраля этот участник рынка активно продавал свою продукцию европейским клиентам, но сейчас будущее этого направления бизнеса оказалось туманным. Похожие цифры озвучил и основатель компании “Миш-строй” Иван Шутюк. “Мы строим 2-3 мини-дома за сезон. В год получается 8-12 домиков”, – поделился он данными с ORAX. Сооснователь карельского производителя “МикроДом” Михаил Сухоросов также говорит, что на фоне текущего кризиса им удаётся продать примерно один дом в месяц.
Во-вторых, для многих компаний ны рынке строительство тини-хаусов – вспомогательное направление бизнеса. В этом случае основную прибыль приносит продажа более традиционных форматов недвижимости. “Основной доход мне приносит возведение стандартных больших домов, а тини-хаусами я занимаюсь в основном из-за давнего увлечения этим форматом”, – говорит Иван Шутюк. У его конкурентов из “ДубльДом” представлен только один тини-хаус “Тополь-27”, а остальные продукты – классические загородные дома.
Однако есть производители, которые осознанно занимаются только компактными тини-хаусами. Среди таких компаний можно выделить карельскую “МикроДом”. “Мы решили заняться строительством именно таких компактных решений на фоне роста спроса на мини-дома со стороны карельских туристических баз и глэмпингов”, – рассказал ORAX сооснователь компании Михаил Сухоросов.
В качестве вывода можно отметить, что сейчас рынок тини-хаусов в России пока находится в состоянии становления. На рынке есть несколько крупных игроков, бизнес которых преимущественно сосредоточен в московском регионе и Ленинградской области. Большинство компаний – небольшие производители, которым продажа мини-домов приносит около 10-12 миллионов рублей в год.
Почему бизнес строит тини-хаусы?
Всех отечественных производителей тини-хаусов можно разделить на две основные категории. Первые относятся к производству мини-домов исключительно как к бизнесу, а вторые занимаются этим, в том числе из-за живого интереса к формату. Ко второй категории точно относится основатель компании “Миш-строй” Иван Шутюк.
“Я начал заниматься мини-домами из идейных соображений. Однажды я увидел выпуск про мини-дома на американском телеканале TLC. После этого у меня возник живой интерес к этому формату недвижимости”, – рассказал предприниматель корреспонденту ORAX. Но он, пожалуй, исключение из правил. Остальные участники рынка придерживаются менее романтичного настроя.
“Предпосылкой для запуска нашего бизнеса по производству мини-домов в Республике Карелия стал резкий рост туристического потока за последние три года. В нашу компанию стали обращаться туристические базы с заказами на строительство мини-домов для размещения большего количества туристов. Тогда мы решили сделать строительство тини-хаусов отдельным направлением бизнеса”, – объяснил сооснователь компании “МикроДом” Михаил Сухоросов. Компания “Дубльдом” также с самого начала продаж своего тини-хауса “Тополь-27” воспринимала это в качестве полноценного направления бизнеса. “При запуске продаж крошечного дома мы ориентировались на туристические базы и отели”, – рассказал в интервью ORAX представитель производителя.
Кому продают тини-хаусы?
Участники рынка, опрошенные ORAX, сходятся во мнении, что аудитория мини-домов в России преимущественно состоит из туристических баз, глэмпингов, и людей 40-65 лет, которым наскучил формат дачи. “Наша целевая аудитория – обеспеченные люди, возраст которых обычно составляет 40 лет и больше. Это уже сформировавшиеся личности, которые просто хотят попробовать новый формат жилья. Наши клиенты чаще покупают мини-дом в качестве дачи, а не единственного жилья”, – поделился с ORAX основатель“Миш-строй” Иван Шутюк.
Целевая аудитория производителей тини-хаусов “ДубльДом” и “МикроДом” преимущественно состоит из баз отдыха и глэмпингов. “Также в нашу целевую аудиторию входят молодые люди и пары без детей. Эта категория покупателей рассматривает мини-дом в качестве дачи. Для семей с детьми жить в таком небольшом доме может быть затруднительно, поэтому их в качестве покупателей мы не рассматриваем”, – добавил представитель компании “ДубльДом”. Сооснователь карельского производителя “МикроДом” Михаил Сухоросов в интервью ORAX подтвердил, что к ним преимущественно обращаются мужчины возрастом от 30 до 45 лет, которые открывают и развивают свой бизнес, связанный с туризмом.
В качестве потенциальных покупателей некоторые собеседники ORAX видят и молодых людей или бездетные пары. “Среди наших клиентов была одна молодая бездетная пара, которая купила один из наших тини-хаусов для постоянного проживания. Я думаю, что этот формат может стать популярным среди фрилансеров, которые не привязаны к определённой локации и нуждаются только в быстром Интернете”, – считает основатель компании Миш-строй Иван Шутюк. Похожим мнением поделился и представитель “ДубльДома”, который также видит в потенциальных покупателях крошечных домов молодых и открытых к новому формату людей.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что основная аудитория производителей мини-домов проживает в столичной агломерации и Ленинградской области. Поэтому большинство компаний ориентируется именно на эти регионы. В Москве и Петербурге больше всего платежеспособных людей разного возраста, которые не слишком привязаны к городской инфраструктуре и открыты к новым форматам недвижимости.
Выгодно ли строить тини-хаусы?
В целом участники рынка довольно позитивно смотрят на перспективы развития тини-хаусов в нашей стране. Возможно, это связано с тем, что производители мини-домов предлагают широкие возможности по кастомизации недвижимости, которые недоступны покупателям квартир. Многие участники рынка предлагают несколько конфигураций мини-домов, которые различаются по целому ряду критериев. Кроме того, покупателям предлагают опции, такие как утепление крошечного домика на случай холодов, установку генератора или газового оборудования. Развитию тини-хаусов может способствовать возникшее у многих россиян во время пандемии стремление жить подальше от крупных городов.
“Перспективы мини-домов в нашей стране, на мой взгляд, вполне хорошие. Дело в том, что такой формат даёт жителям нашей страны прекрасную возможность отдохнуть на природе с комфортом и уютом. Ведь гораздо приятнее после посиделок у костра заснуть в удобной кровати, а не на твердой и холодной земле, а утром принять душ и продолжить отдых”, – рассказал ORAX сооснователь компании “МикроДом” Михаил Сухоросов. Он также отметил, что мини-дома располагают несколькими неоспоримыми преимуществами по сравнению с традиционной недвижимостью, что повышает их привлекательность.
Более пессимистичную оценку дал основатель компании “Миш-строй” Иван Шутюк. “Активного развития отечественного рынка мини-домов в ближайшее время я не жду. Во-первых, в России весьма доступные коммунальные услуги, что не способствует стремлению экономить на счетах, в том числе путём приобретения небольшого дома. Во-вторых, россияне гораздо менее мобильны во время отдыха, чем европейцы или американцы”, – объяснил свою точку зрения предприниматель. Представители “ДубльДома” и “МикроДома” также отметили, что развитию тини-хаусов в России может помешать неопределённость на рынке и снижение платежеспособного спроса.
Интересным мнением с ORAX поделился представитель компании “ДубльДом”. Он считает, что для развития рынка мини-домов в России необходимо снижение цен на земельные участке в столичном регионе. Кроме того, государству следует задуматься об увеличении поддержки ИЖС и других мерах, которые помогли бы сделать тини-хаусы полноценной альтернативой студиям и небольшим квартирам в новостройках. “Сейчас в Подмосковье средняя стоимость одной «сотки» земли составляет 300-500 тысяч рублей. Учитывая это, приобретение участка и тини-хауса обойдется заметно дороже, чем покупка студии за МКАДом. С этой точки зрения в столичном регионе мини-дома оказываются не слишком конкурентоспособными. Кроме того, для развития рынка крошечных домов необходимы более привлекательные условия кредитования ИЖС”, – рассказал он журналисту нашего блога.
В чем “фишка” мини-домов?
Не секрет, что развитию рынка мини-домов на Западе сильно помог тренд на экономию природных ресурсов и экологичность. Российские производители крошечных домов тоже стараются активно использовать “зелёные” технологии. Самым примечательным в этом контексте примером с уверенностью можно назвать карельскую компанию “МикроДом”, которую следует считать лидером рынка по использованию энергоэффективных решений. Об этом журналисту ORAX подробно рассказал сооснователь компании “Микродом” Михаил Сухоросов.
“Мы выступаем за минимизацию бытовых отходов, их сортировку и их вторичное использование. Нашу жизненную позицию мы перенесли в производственный процесс. Например, остатки древесины идут на отопление наших цехов, а пригодные для переработки материалы, такие как бумага, картон или пластик, мы отвозим на сортировочные комплексы. Все наши дома имеют уровень энергоэффективности A+”, – отметил бизнесмен.
“Зелёные” решения в своей продукции использует и компания “ДубльДом”. “Мы также стремимся к экономии природных ресурсов и внедряем энергоэффективных решения. Например, наши мини-дома “Тополь-27” оборудованы тепловыми насосами, которые позволяют беречь природные ресурсы”, – рассказал ORAX представитель производителя.
Не согласился с коллегами лишь основатель компании “Миш-строй” Иван Шутюк. Он выразил уверенность в том, что “зелёные” тренды не актуальны для России из-за большой обеспеченности страны природными ресурсами и слабым интересом населения к использованию таких технологий.
Между тем ORAX реализует проект по строительству загородного поселка, который подходит не только для инвестиций, но и для жизни. Подробнее о проекте можно узнать на официальном сайте ORAX и в нашем Telegram. Еще у нас есть Facebook и Вконтакте для обсуждений.