Цветочный «акант» (с др.греч. - шип, колючка) - часто встречаемый архитектурный декор и орнамент
Первые упоминания о стилизованном изображении листа датируются 5 веком до н.э. В те далекие времена его применяли для оформления фризов, акротериев, зубцов и других элементов. Римский учёный Витрувий в текстах упоминал о том, как древнегреческий скульптор Каллимах, изобретатель коринфской капители, восхитился композицией из растения акантуса, проросшего сквозь плетеную корзину. Благодаря этому ордер получил цветочный орнамент.
Римляне развили форму растительного декора, лист получил загнутые концы и большую пластичность. Орнамент применяли для придания выразительности самым величественным зданиям того времени.
Сменялись эпохи и правители, а популярность аканта росла. Его применяли в византийской, романской, готической архитектуре. Во времена Возрождения он получил небывалое распространение. Орнамент вырезали из дерева или камня, отливали из металла. Его можно было встретить на колоннах, потолках, фасадах и даже на церковных алтарях. Листья аканта активно сочетались с другими растительными орнаментами: пальметтой, розетками из цветов, гроздьями винограда, лилиями и т.д.
Символизм аканта
Помимо очевидного отсыла к античности, акант имел скрытый смысл. Символика его весьма многозначна:
- Древние верили, что лист акантуса — это рог растущей Луны.
- В Древней Греции растение высаживали на могилах знаменитых людей и героев. По другим источникам цветок был символом позора - венок из него одевали на доносчиков и обманщиков.
- Искусство Средневековья ассоциировало растение с терновым венцом и страданиями Христа, поэтому орнамент символизировал боль и осознание греха.
- Готика привнесла в орнамент динамичности и натуралистичности, используя его как символ жизни, движения и роста.