Осторожно: много букв!
Буквально утром я наткнулась на новые запреты для женщин в Туркменистане и решила рассказать вам об этом. Когда-нибудь потом, на днях. Но затем у меня состоялась дискуссия с одним из моих уважаемых читателей на тему дискриминации женщин. И я решила: пора. Я уже писала об этом почти полтора года назад, но вынуждена повториться. Моя аудитория сильно увеличились и, полагаю, такой повтор мне простят.
Итак, начнем с ограничений в Туркменистане. Они на скринах.
В 21 веке читать такое дико. Жутко, я бы даже сказала. В смысле после 8 из дому нельзя выйти?? Вы в себе, господин Бердымухамедов? Но еще больше меня удивило другое. Нашлись те, кто это поддерживает. Пусть на словах, но все же. Я, кстати, не уверена, что все из написанного (на скринах) правда. Но меня страшит, я повторюсь, другое. Меня пугает, что в 21 веке кто-то оправдывает и поддерживает подобное мракобесие.
Спешу напомнить, что общество, где женщины зависимы и угнетены, обречено на деградацию. Да-да, загнивает на планете Земля вовсе не запад. Сравните, где живут лучше: в Туркменистане или в Германии? Где выше уровень жизни: в Кабуле или в Париже?
Думаете, я это придумала? Об этом сказал еще Фромм в 1976 году!
Вот цитата из его книги «Иметь или быть». Ссылку оставлю. Это почти самый конец книги «Глава IX. Черты нового общества».
Следует освободить женщин от патриархального господства.
Главный фактор гуманизации общества -- освобождение женщин от патриархального ига. Около шести тысяч лет назад, когда избыток продуктов сельского хозяйства позволил нанимать и эксплуатировать работников, создавать армии и могущественные города-государства, тогда же началось и господство мужчин над женщинами.
С тех пор в большинстве культур всего мира, а не только Среднего Востока и Европы, верх взяли "ассоциированные мужчины", подчинившие себе женщин. Эта победа мужского пола над женским была обусловлена экономической властью мужчин и созданной ими военной машиной.
Война между полами не более нова, чем борьба между классами, но она проявлялась и проявляется сейчас в более сложных формах, так как женщины нужны мужчинам не только как рабочая сила, но и как матери, любовницы, утешительницы. Хотя война между полами нередко носит и неприкрытый характер, но все же чаще всего это скрытая война. Женщины уступили мужчинам под натиском их превосходящей силы, но они наносят ответные удары, пользуясь своими собственными средствами, главное из которых -- выставлять мужчин на посмешище.
Порабощение одной половины рода человеческого другой нанесло и все еще наносит огромный вред представителям обоих полов: мужчина присваивает себе роль победителя, женщина -- жертвы. В наше время печать неравноправия полов, которая у мужчин проявляется в чувстве превосходства, а у женщин -- в ощущении собственной неполноценности, лежит на всех отношениях между мужчиной и женщиной, даже среди тех, кто сознательно выступает против мужского превосходства. (Фрейд, несомненно убежденный в мужском превосходстве, считал, что у женщин чувство неполноценности вызвано мнимым сожалением по поводу отсутствия у них пениса, а у мужчин чувство неуверенности возникает из-за якобы всеобщего страха "кастрации". В действительности же здесь имеют значение не биологические или анатомические различия как таковые, а симптомы войны между полами.)
Многие факты свидетельствуют о том, что подчинение женщин мужчинами подобно подчинению одной бесправной группы населения другой группой. Так, между положением негров на юге Америки сто лет назад и положением женщины в это же самое время, да и в наши дни -- много общего. Негров и женщин сравнивали с детьми; их считали эмоциональными, наивными, лишенными чувства реальности и поэтому неспособными принимать самостоятельные решения; на них смотрели как на безответственные существа, хотя и прелестные. (Фрейд, кроме того, считал, что женщины более нарциссичны и сознание [сверх-я] у них развито меньше, чем у мужчин.)
Суть современного патриархата, а также порабощение слаборазвитых стран, детей и подростков заключается в том, что те, кто сильнее, властвуют над теми, кто слабее. Все усиливающееся движение за освобождение женщин имеет очень большое значение, так как оно создает угрозу самому принципу власти, на котором основаны современные и капиталистическое, и коммунистическое общества; разумеется, такое освобождение должно означать для женщин нежелание разделять вместе с мужчинами власть над другими группами, например над колониальными народами. Если движение за освобождение женщин станет в общественной жизни той силой, которая выступит против порабощения, то женщины будут иметь решающее значение в борьбе за новое общество.
На пути освобождения уже сделаны важные шаги. И не исключено, что будущий историк напишет, что самым революционным событием XX в. было начало освобождения женщин и конец мужского превосходства. Но в только что начатой борьбе за освобождение женщин не стоит недооценивать сопротивления мужчин. Их отношение к женщинам (в том числе и сексуальные отношения) основывается на их мнимом превосходстве, и мужчины уже начинают чувствовать себя крайне неловко и неспокойно с теми женщинами, которые отказываются принимать миф о мужском превосходстве.
С движением женщин за освобождение тесно связаны и антиавторитарные выступления молодежи. Пик выступлений приходится на конец 60-х годов; сегодня претерпев ряд изменений, многие из тех, кто выступал против "истэблишмента", снова стали "паиньками". Но прежнее преклонение перед родителями и властями ушло в прошлое, так что, вполне вероятно, былого "благоговения перед авторитетом" назад уже не вернуть.
Параллельно с освобождением от власти авторитетов происходит и освобождение от чувства вины, связанного с проблемой взаимоотношения полов: sекs перестал быть запретной темой и перестает быть грехом. И хотя разные люди могут иметь самые различные мнения по поводу относительных достоинств тех или .иных сторон сексуальной революции, одно бесспорно: sекs больше не пугает людей, его уже нельзя использовать для того, чтобы вызывать у людей чувство вины и таким образом принуждать их к покорности.
В сухом остатке мы имеем то, что невозможно создать передовое / развивающееся общество там, где угнетают женщин (или кого бы то ни было еще).
И, кстати, навязывание женщинам чувства вины за «отношения с мужчинами» есть манипуляция. Попытка принудить их к покорности и ущемить. Шах и мат, мой уважаемый читатель. Со мною можно спорить хоть до бесконечности, хоть до хрипоты. Но что Вы имеете возразить Фромму? Найдете ли веские аргументы?
И напоследок. Парни, мужчины, мальчики, старики, хочу обратиться к вам!
Если вы всерьез ратуете за то, чтобы женщин приструнили и ограничили в правах на государственном уровне, то это значит только одно: вы жалкие и никчемные. Вы перекладываете проблемы на государство вместо того чтобы навести порядок в собственной жизни и поставить обидчиков на место собственноручно. Это значит, что жизнь с вами хуже каторги и только силой (!) женщину можно принудить остаться с вами, слушать и слушаться вас. От достойного и любимого (!) мужчины женщина никогда не уйдет, даже если ее отгонять палкой.
Если вы просите государство поставить на место женщин, значит, сами вы не способны, увы, вообще не на что. Умный и сильный мужчина САМ перевоспитает свою женщину так, что она этого даже не заметит! Или же оставит ее, если найдет свои попытки тщетными. И только слабак пойдет с транспарантами к Кремлю: «Спасите нас от женщин, отнимите у них права, запретите им косметику, мини-юбки и @борты и заставьте страдать так же, как они заставляют страдать нас».
Каждый сам творец своего счастья. И своего несчастья.
Ссылка на книгу: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe2.txt_with-big-pictures.html#toc167