24 августа 1981 года под городом Завитинск Амурской области произошла авиакатастрофа — пассажирский самолет Ан-24РВ столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К на высоте более 5000 метров. В катастрофе выжил только один человек: 20-летняя россиянка Лариса Савицкая. Стечение обстоятельств? Удача? А может... чудо? Как ей удалось обмануть судьбу?
Когда в августе 1981 года Лариса, студентка педагогического факультета, и ее новобрачный супруг, 19-летний Владимир (Володя), будущий врач, сели в самолет в аэропорту «Амур» в Комсомольске, ничего не предвещало трагедии. Пара возвращалась домой из медового месяца в Благовещенск. Ранее молодые люди навестили родственников Ларисы во Владивостоке и семью Володи в Комсомольске.
На борту Ан-24RW находились 32 человека: 5 членов экипажа и 27 пассажиров (26 взрослых и 1 ребенок). Как вспоминала спустя годы Савицка, при посадке стюардесса попросила ее и мужа занять места впереди, но Лариса — по непонятным ей причинам — села сзади . Володя последовал за ней. Девушка очень устала, так как их рейс задержали на 4 часа из-за плохих погодных условий, поэтому она быстро уснула. Ан-24РВ взлетел в 13:56 по местному времени.
Нагромождение ошибок
Несколькими часами ранее, в 8:00, диспетчеры приступили к очередному дежурству на диспетчерской вышке в Арчаре. Минут через десяток им сообщили, что в этот день в 9:00, 14:00 и 19:00 военные самолеты будут в их зоне на высоте 4200-4500 метров.
В 14:57 экипаж Ан-24РВ получил разрешение с вышки «Арчар» на полет Москва — Хабаровск на высоте 5400 метров. Диспетчеры проигнорировали тот факт, что пассажирский самолет отклонился примерно на 125 километров. Между тем, в 15:01 в ту же башню вошли экипажи двух военных Ту-16К (один с позывным 07034, другой - 07514), летевших на заданной высоте. Капитаны попросили разрешения увеличить высоту до 7800-8100 метров. И они их получили.
Проблема в том, что это было связано с пересечением трассы Москва-Хабаровск. Однако в башне, видимо, «забыли», что Ан-24RW должен был одновременно находиться в том же воздушном пространстве. Результат этого пренебрежения был трагичен. Один из Ту-16К (позывной 07514) столкнулся в воздухе с пассажирским самолетом.
Ад на борту
Лариса Савицкая очнулась, когда в «аннушку» (так ласково называли Ан-у) врезался бомбардировщик. Позже она вспоминала:
В салоне раздались крики, некоторые пассажиры просто выли. Я посмотрел на Володю. Его лицо было в крови , и я понял, что он мертв .
Когда самолет начал снижаться, Лариса упала со своего места в проход. Она отключилась на мгновение. Проснувшись, она вспомнила сцену из итальянского фильма, в которой главный герой выжил в авиакатастрофе, уцепившись за сиденье самолета. Так что женщина подползла к креслу у окна и схватилась за подлокотники.
Каким бы невероятным это ни казалось, этот кинематографический «трюк» спас ей жизнь. По словам Рудольфа Теймуразова, эксперта Межгосударственного авиационного комитета, расследовавшего около 150 катастроф:
В данном случае задняя часть салона действовала как парашют, не давая Савицке упасть камнем . Девушка спаслась еще и благодаря тому, что ее вдавило в кресло и вцепилось в подлокотники.
Кроме того, обломки упали на березу, что, по словам Теймуразова, «смягчило жесткую посадку». После столкновения с землей Савицкая, как она вспоминала, «ощутила боль в каждой клеточке своего тела» и потеряла сознание. Но она была жива.
Чудо в тайге
Наконец она проснулась - было уже после 8 вечера.Ларису определил подарок мужа - позолоченные часы, которые, как и она, чудом уцелели в катастрофе. Она закричала: «Здесь есть живые люди?» Молчание ответило ей. Перед сиденьем лежало окровавленное тело Володи.
Начался дождь; в тайге в августе температура около 8-10 градусов. Девочке было холодно, потому что на ней было только трикотажное платье и плащ. Спина и грудь мучительно болели (тогда Лариса еще не знала, что ее позвоночник сломан в пяти местах). Она попыталась разглядеть свое ближайшее окружение. Она нашла лужу и отпила из нее, потом вернулась на стул. «Я не могла спать, — вспоминала она годы спустя. - "Я чувствовал пустоту внутри и мечтал о смерти".
На следующий день все еще шел дождь. Савицка съежился в кресле. Наконец, 26 августа она заметила самолеты и вертолеты, прочесывающие местность. Чтобы привлечь внимание пилотов, девушка начала махать им красной тряпкой. Однако забрать его никто не пришел — никто не подумал, что кто-то мог выжить в катастрофе. Кроме того, в тайге в то время работало несколько групп геологов, поэтому летчики подумали, что сигналы Температура ночью опускалась до 8-10 градусов.им подает кто-то из ученых.
Лариса почти потеряла всякую надежду на спасение. Однако через несколько часов ее наконец нашли солдаты, которые прочесывали тайгу, собирая разбросанные на несколько километров останки жертв. Когда военные увидели девушку, они потеряли дар речи. Как она узнала через некоторое время, могила для нее была готова — могилы вырыты по списку пассажиров Ан-24RW.
Когда Савицка поняла, что пришла помощь, ее ноги отказались ее слушаться. Адреналин, который делал возможным выживание, перестал действовать. Женщину доставили в районную больницу Завитина. Врачи там проглядели переломы позвоночника . Они сосредоточились на других травмах: кроме того, у Ларисы было сильное сотрясение мозга и травмы челюсти.
Спустя годы из-за врачебных ошибок у Савицкой случился частичный паралич нижних и верхних конечностей. Несмотря на это, она не соответствовала группе инвалидности, что давало бы ей право на бесплатное получение лекарств...
Последствия аварии
Поскольку в этом трагическом событии участвовали военные самолеты, информация о крушении не разглашалась. А поскольку столкновения официально не было, Ларису считали… свидетельницей трагедии, а не потерпевшей. Ей была выплачена компенсация в размере 75 рублей.
Однако на этом нелепости не закончились. Сообщения об аварии попали в западные СМИ. Чтобы замолчать слухи и замять дело, спортивная газета «Советский спорт» написала о Савицкой. Темой статьи стал предполагаемый полет женщины на... самодельном параплане.
Правда о катастрофе была рассекречена только в постсоветское время. В настоящее время режиссер Дмитрий Суворов снимает художественный фильм о чудесном спасении Ларисы Савицкой под названием «Одна».