Современная броня несмотря на огромные размеры, даёт столь же большую стойкость при малом весе. Это позволяет спасти экипаж, обеспечить танку мобильность и в то же время упрощает работу над созданием силовых агрегатов. Однако рациональные углы наклона в последнее время отходят на второй план. Машины становятся более угловатыми, а порой квадратными.
Особенности брони
Первые образцы танков с композитной гетерогенной бронёй появились в 60-е годы. Стоит ли говорить о Т-64 образца 1963 года или его серийном варианте Т-64А 1967 года? Танк получил сварной корпус со стеклопластиком во лбу. При этом башня была литой и обладала алюминиевым наполнителем. Позже, конструкцию брони повторил Т-72 образца 1973 года, но вместо алюминия в башне использовали песчаные стержни.
Западные образцы композитной брони появились значительно позже, в состав входили не только композиты, но и особый состав NERA, разные металлы. Так или иначе, именно западное танкостроение в начале 80-х задало тон для новых ОБТ.
Отмечу, что если сравнивать NERA и отражающие листы на танках Т-72Б, то можно найти невероятные сходства, одинаковый принцип, но разные габариты и пропорции. При этом Т-72 оставался с литой башней, а условный Leopard 2A4 имел полностью сварную. В 80-х годах СССР так же разрабатывал сварные башни. Хороший пример Объект 186 и Объект 187, которые дали жизнь китайскому Type 96 и отечественному Т-90А. Украина на основе советской разработки создала Т-84У. В основе брони этих танков так же лежат отражающие листы, характерные для Т-72Б.
Почему танки «квадратные»?
Если изучить состав брони современных танков, то можно найти разные виды керамики, начиная стеклопластиком и заканчивая корундовым составом. Именно она стала главной причиной создания угловатых сварных конструкций. Керамика не поддаётся деформации, а создание уникальных форм вызывает ряд технических, экономических сложностей и вопрос в рациональности такого подхода. В связи с этим, проще создавать клиновидные конструкции или «квадратное» основание с разнесённым композитным экраном.
В СССР литые башни сохранялись на протяжении долгого времени из-за применения традиционных материалов в первых модификациях Т-64, а в связи с наработанной производственной базой, композит часто меняли. Алюминий, песчаные и кварцевые стержни, шары из корундовой керамики, ячеистый наполнитель, а в поздние годы – отражающие элементы. При этом корпус сохранял материалы. Менялись только габариты и пропорции.
Разумеется, можно говорить о 15% приросте в стойкости сварных конструкций в сравнении с литыми из-за плотности готового изделия, однако это не отнимает вторичную роль стали в случае лобовой, а иногда и бортовой проекции.
Создание рациональных углов наклона в современных условиях вполне актуально, но это такие же сварные корпуса, а внешние слои делают таким образом, чтобы они не рикошетили. Отличный пример Merkava Mk 4 и Т-90М. В первом случае используется тонкостенный корпус. Попадая в него снаряд не рикошет, а вгрызается в относительно мягкий внешний слой, после чего среда меняется на более плотную и стойкую к кинетическому и температурному воздействию. У Т-90М ситуация другая – его основная броня и композиты находятся под прямым углом по отношению к линии горизонта, а клиновидная конструкция выполняет роль носителя модулей динамической защиты. От них снаряды не рикошетят, но сильно теряют в поражающей способности. Потом, подкалиберный снаряд или кумулятивная струя проходит через прослойку воздуха и доходит до основной брони теряя если не львиную долю поражающего эффекта, то как минимум треть.