Найти тему
51,6K подписчиков

Почему современные танки угловатые?

10K прочитали

Современная броня несмотря на огромные размеры, даёт столь же большую стойкость при малом весе. Это позволяет спасти экипаж, обеспечить танку мобильность и в то же время упрощает работу над созданием силовых агрегатов. Однако рациональные углы наклона в последнее время отходят на второй план. Машины становятся более угловатыми, а порой квадратными.

Современная броня несмотря на огромные размеры, даёт столь же большую стойкость при малом весе.

Особенности брони

Первые образцы танков с композитной гетерогенной бронёй появились в 60-е годы. Стоит ли говорить о Т-64 образца 1963 года или его серийном варианте Т-64А 1967 года? Танк получил сварной корпус со стеклопластиком во лбу. При этом башня была литой и обладала алюминиевым наполнителем. Позже, конструкцию брони повторил Т-72 образца 1973 года, но вместо алюминия в башне использовали песчаные стержни.

Западные образцы композитной брони появились значительно позже, в состав входили не только композиты, но и особый состав NERA, разные металлы. Так или иначе, именно западное танкостроение в начале 80-х задало тон для новых ОБТ.

Отмечу, что если сравнивать NERA и отражающие листы на танках Т-72Б, то можно найти невероятные сходства, одинаковый принцип, но разные габариты и пропорции. При этом Т-72 оставался с литой башней, а условный Leopard 2A4 имел полностью сварную. В 80-х годах СССР так же разрабатывал сварные башни. Хороший пример Объект 186 и Объект 187, которые дали жизнь китайскому Type 96 и отечественному Т-90А. Украина на основе советской разработки создала Т-84У. В основе брони этих танков так же лежат отражающие листы, характерные для Т-72Б.

Почему танки «квадратные»?

Если изучить состав брони современных танков, то можно найти разные виды керамики, начиная стеклопластиком и заканчивая корундовым составом. Именно она стала главной причиной создания угловатых сварных конструкций. Керамика не поддаётся деформации, а создание уникальных форм вызывает ряд технических, экономических сложностей и вопрос в рациональности такого подхода. В связи с этим, проще создавать клиновидные конструкции или «квадратное» основание с разнесённым композитным экраном.

В СССР литые башни сохранялись на протяжении долгого времени из-за применения традиционных материалов в первых модификациях Т-64, а в связи с наработанной производственной базой, композит часто меняли. Алюминий, песчаные и кварцевые стержни, шары из корундовой керамики, ячеистый наполнитель, а в поздние годы – отражающие элементы. При этом корпус сохранял материалы. Менялись только габариты и пропорции.

Разумеется, можно говорить о 15% приросте в стойкости сварных конструкций в сравнении с литыми из-за плотности готового изделия, однако это не отнимает вторичную роль стали в случае лобовой, а иногда и бортовой проекции.

Создание рациональных углов наклона в современных условиях вполне актуально, но это такие же сварные корпуса, а внешние слои делают таким образом, чтобы они не рикошетили. Отличный пример Merkava Mk 4 и Т-90М. В первом случае используется тонкостенный корпус. Попадая в него снаряд не рикошет, а вгрызается в относительно мягкий внешний слой, после чего среда меняется на более плотную и стойкую к кинетическому и температурному воздействию. У Т-90М ситуация другая – его основная броня и композиты находятся под прямым углом по отношению к линии горизонта, а клиновидная конструкция выполняет роль носителя модулей динамической защиты. От них снаряды не рикошетят, но сильно теряют в поражающей способности. Потом, подкалиберный снаряд или кумулятивная струя проходит через прослойку воздуха и доходит до основной брони теряя если не львиную долю поражающего эффекта, то как минимум треть.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.