Найти в Дзене
Historyаны Алены Л

От одного из русских посильная помощь русскому народу...

Сергей Васильевич Рахманинов в дочерьми Ириной и Татьяной.
Сергей Васильевич Рахманинов в дочерьми Ириной и Татьяной.

«Его имидж - длинное чёрное пальто с выдровым воротником, короткие волосы, бритое лицо, серые, как сталь, глаза, большой нос; его взгляд, манера — всё наводило на мысль, что в нём есть нечто от «священнослужителя», стоического и отрешённого от мирских дел", - отзыв о композиторе западных журналистов.

СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ В КАНАДЕ.

Поистине, Сергей Васильевич Рахманинов является самым русским композитором и выдающимся пианистом, основной темой произведений которого является тема – «Россия и ее судьба», его музыка энергична и в то же время необычайно певуча и мелодична. Кроме того, Рахманинов - выдающийся оперный и симфонический дирижёр, давший многогранное толкование многим классическим произведениям.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. В ХХI веке историки спорят, в какой именно усадьбе он родился: в имении родителей Онег (близ Новгорода) или в усадьбе Семеново, Старорусского уезда, Новгородской области.

Онег. Усадьба Бутаковых.
Онег. Усадьба Бутаковых.

Варвара Васильевна и Аркадий Александрович Рахманиновы, бабушка и дед по отцовской линии.
Варвара Васильевна и Аркадий Александрович Рахманиновы, бабушка и дед по отцовской линии.

Дед Сергея Рахманинова по отцовской линии, дворянин Аркадий Александрович, был профессиональным музыкантом, учился игре на фортепиано у ирландского композитора и пианиста-виртуоза Джона Филда – основоположника ноктюрна, который большую часть жизни провел в России. Аркадий Александрович выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы сочинения деда Рахманинова, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки.

Отец Василий Аркадьевич Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал «для себя».

Софья Александровна и Петр Иванович Бутаковы, бабушка и дед Рахманинова по материнской линии.
Софья Александровна и Петр Иванович Бутаковы, бабушка и дед Рахманинова по материнской линии.

Мать Сергея Рахманинова - Любовь Петровна Бутакова (дочь директора кадетского корпуса) тоже музицировала и дала Сергею Васильевичу первые уроки музыки в раннем детстве, затем к мальчику пригласили учительницу.

Родители Сергея Васильевича, Любовь Петровна (в девичестве Бутакова) и Василий Аркадьевич Рахманиновы.
Родители Сергея Васильевича, Любовь Петровна (в девичестве Бутакова) и Василий Аркадьевич Рахманиновы.

В 1882 году Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демьянского. Но учился крайне плохо (при всей своей одаренности) и прогуливал занятия. Тогда его перевели в Москву в частный пансион педагога Зверева. В 1885 году Рахманинова приняли на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву. В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории. В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию по специальностям - пианист и композитор с большой золотой медалью. Дипломной работой была опера - «Алеко» по произведению А. С. Пушкина «Цыгане». Музыкальный мир отнёсся к опере «Алеко» не как к школьной дипломной работе, а как к творению высочайшего мастера.

К 19 годам уже вышел в свет первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Сергея Рахманинова. В возрасте 20 лет, из-за недостатка денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, а в 24 года - дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова.

15 марта 1897, после провала премьеры его Первой симфонии, Сергей Рахманинов пережил первый творческий кризис. У Первой симфонии Рахманинова - несчастливая судьба. Говорят, что загубил исполнение дирижер Александр Глазунов, который был пьян, когда дирижировал премьерой. Кроме того, считается, что публика не поняла новаторских идей, прозвучавших в симфонии. Возможно, акция провала была подстроена. После премьерного исполнения Первой симфонии, она практически более не исполнялась в мире. И лишь в последние годы симфония, благодаря усилиям Фонда Рахманинова (который возглавлял внук композитора Александр) реабилитирована. Только представьте себе: статистика показывает, что количество исполнений Первой симфонии с 2008 года возросло на семьсот процентов! Раньше ее исполняли один раз в два года, а с 2008 ее уже записал оркестр BBC в Манчестере и исполнили на фестивале Proms в Лондоне. 21 ноября 2008 в Париже, в зале Плейель состоялась мировая премьера сочинения, которое условно назвали «Пятым концертом Рахманинова».

Фактически вышел из своего первого кризиса Сергей Васильевич только в 1901 году, когда закончил работу над Вторым фортепианным концертом. Два сезона он проработал дирижером в Большом Театре в Москве. Затем он отправился в путешествие по Италии (1906 г.), Германии и на три года поселился в Дрездене.

В 1909 Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая, как пианист и дирижёр. О гастролях в Канаде есть очень интересные отзывы и воспоминания ценителей творчества Рахманинова, а также слушателей и музыковедов, писателей и журналистов.

Отвечая на анкету 1909, баронесса М.П. Врангель упомянула о положении русских эмигрантов в Канаде и о концерте С.В. Рахманинова: «Русские концерты с местными силами носят благотворительный характер и выдающегося впечатления не производят. Специально русских выставок не устраивалось, да и вообще, нужно сознаться, что русская колония в Канаде бедна творчеством и инициативой. За последние пять лет только можно отметить приезд в Канаду Великого Князя Александра Михайловича, из больших музыкальных художников - Рахманинова и певицы Каринской…».

А вот впечатления канадских журналистов (фамилии не указаны) от Сергея Рахманинова: «Его имидж - длинное чёрное пальто с выдровым воротником, короткие волосы, бритое лицо, серые, как сталь, глаза, большой нос; его взгляд, манера — всё наводило на мысль, что в нём есть нечто от «священнослужителя», стоического и отрешённого от мирских дел. Беседуя, он говорил медленно, засовывая в портсигар рукой, свободной от перчатки, русскую папиросу длиной не более полдюйма».

Имеются воспоминания журналистки о концерт в Оттаве: «Перед концертом, во время пресс конференции, Рахманинов все время берег руки, грел свои руки в электрической грелке в виде муфты. Рахманинов медленно направился к эстраде, где стоял один из трёх инструментов, постоянно сопровождающих Рахманинова во время его гастролей. Он сел на маленькую мягкую табуретку, которую тоже возил с собой, и зазвучали первые такты «God save the King». Аудитория, замерев, слушала одну из прелестнейших аранжировок национального британского гимна. Руки великого пианиста согрелись. А с первых же тактов музыки Баха они буквально забегали по клавиатуре».

Одна журналистка, зная о новаторских идеях композитора, спросила на пресс конференции в Оттаве, что Рахманинов думает о «swing music».

Композитор ответил:

- Я её совсем не люблю, — пробормотал он, — к тому же я не люблю музыку новых композиторов, какими бы они ни были. В течение десяти лет я находил удовольствие в слушании «джаза», а теперь — нет...

Сам Сергей Васильевич Рахманинов тоже отзывается о Канаде и о гастролях: «В Канаде климат довольно холодный, но меня утомляют главным образом длительные переезды, большие расстояния, которые мне приходится покрывать. Сегодняшний переезд из Монреаля в Оттаву продолжался очень долго, а завтра я уезжаю непосредственно отсюда в Детройт».

С.В. Рахманинов с супругой Натальей Александровной Сатиной.
С.В. Рахманинов с супругой Натальей Александровной Сатиной.

Вскоре после революции 1917 года Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерями Ириной и Татьяной покинул Россию.

1 ноября 1918 года Рахманинов с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. С 1916 г. Рахманинов снова переживал десятилетний творческий кризис. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений. Лишь в 1926—27 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и «Три русские песни». В течение жизни за рубежом (1918—1943) Рахманинов создал всего 6 произведений, однако они принадлежат к выдающимся произведениям русской и мировой музыки.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью - рак лёгких. Однако, несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии и Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США.

У Рахманинова было две дочери Ирина Волконская (1903 – 1969) и Татьяна Конюс (1907-1961) от брака с двоюродной сестрой по линии отца - Натальей Александровной. Обе вышли замуж, родили детей. Соответственно, сейчас существует две ветви семьи: американская (от Ирины) и европейская (от Татьяны).

Дочери родились в России, и в возрасте 14 и 10 лет соответственно уехали с родителями в эмиграцию. Образование (среднее) они получили в США, потом жили в Париже, и там же вышли замуж.

Дочь Ирина Волконская, работа Бориса Шаляпина.
Дочь Ирина Волконская, работа Бориса Шаляпина.

Старшая дочь Ирина вышла замуж за художника Питера Волконского. Муж скончался через год. А через несколько месяцев после похорон Ирина родила дочь. Замуж Ирина больше не вышла и проживала с родителями до последних их дней в Америке.

Татьяна Конюс - дочь.
Татьяна Конюс - дочь.

Младшая дочь, Татьяна, вышла замуж за адвоката Бориса Конюса, сына консерваторского приятеля Рахманинова.

С внучкой Софией, начало 1940-х гг.
С внучкой Софией, начало 1940-х гг.

Первый раз внучка София неудачно вышла замуж, развелась. Затем повторно вышла замуж за дипломата Анисона Ванемейкера, уехала с мужем в Коста-Рику, там родилось три сына. Так от внучки Софьи (дочери С.В.Р. - Ирины) пошли три правнука Сергея Васильевича, которые родились и живут в Америке всю жизнь. Они носят американскую фамилию - Ванемейкер, не интересуются биографией и музыкой деда, и вообще, их семья полностью погружена в американскую культуру. Старшему правнуку на момент написания статьи было более 55 лет. В 2012 г внук скончался на 80-м году жизни. Хотя от наследства великого композитора родственники не отказываются. Они получают половину денег, причитающихся семье за исполнение произведений С.В. Рахманинова.

С внучкой Софией и Внуком Александром.
С внучкой Софией и Внуком Александром.

Внук композитора от дочери Татьяны - Александр Конюс-Рахманинов, который жил в Люцерне на вилле «Сенар», в свое время учредил Фонд Рахманинова. А остальные наследники имеют право на часть авторских отчислений от исполнения, издания и выпуска CD с музыкой Рахманинова. Сейчас срок действия прав наследников на творческое достояние автора продлен: в Америке — с 70 до 90 лет, а в Европе — с 50 до 70 лет. Но в Америке отсчитывается 90 лет с даты первой публикации произведения. А в Европе отсчитывают 70 лет со дня смерти автора. То есть в Старом и Новом Свете действуют разные системы по авторским правам. Пятьдесят процентов отчислений от исполнений, проката нот, выпуска CD, использования музыки в фильмах, передачах и спектаклях идет издательству. Это сделано из соображений поддержки культуры. Другие пятьдесят процентов идут семье композитора. В случае аранжировок одна треть отчислений отходит аранжировщику, а две трети - наследникам. Всего существует семь источников поступлений. Причем интересно, что отчисления с наследия Рахманинова не идут в Фонд Рахманинова. Отчисления идут прямо наследникам, точнее - семье. А внук Александр Рахманинов представлял европейскую ветвь семьи, он не имел детей. Но вторую половину денег получал он.

внук Александр Конюс-Рахманинов.
внук Александр Конюс-Рахманинов.

Удивительно, что Россия до сих пор не платит семье авторские отчисления за исполнение музыки Рахманинова. Основная идея Фонда – популяризация произведений Рахманинова. Как я уже писала, произведения Рахманинова очень мощны и энергичны, их исполняют на концертах, под них выступают спортсмены. Но почему-то российские фигуристы не так часто используют их в своих программах. Вероятно потому, что боятся, что им придется делать отчисления за исполнение семье композитора. Зато канадские, американские и японские фигуристы часто используют фрагменты из произведений Рахманинова в своих программах. Так канадский фигурист Патрик Чан катался одно время под музыку Рахманинова. Японская фигуристка Асада использовала произведение Сергея Рахманинова "Колокола" для своей произвольной программы. По словам японской фигуристки, это музыкальное произведение воодушевляет ее.

С произведениями Рахманинова, так же, как и с произведениями других композиторов-классиков происходили курьезные истории – его музыку цитировали. Так американский музыкант Эрик Кармен заимствовал для своей песни мелодию из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Песня эта очень популярна – «All by myself», появилась в 1975 году, а исполняет ее канадская певица Селин Дион.

Кармен, утверждал, что он заблуждался, полагая, что данное произведение находится в общественном достоянии, и выяснил, что это не так, лишь после официального выпуска своей пластинки. Из-за этого ему пришлось улаживать все юридические вопросы с наследниками Рахманинова и указывать имя Сергея Рахманинова как официального автора музыки к песне.

Алена Ли.