В прошлой публикации я привёл весомые аргументы, почему никакого "потопа 17-18-19 веков" не было.
Откуда же тогда старательные альтернативщики находят всё новые и новые дома с окнами и этажами ниже уровня земли?
Давайте заглянем по ту сторону холиваров.
Ярые противники теорий закопанных городов – ортодоксальщики – сводят всё к одной простой идее:
"Так строили. Это норма. Тему придумали неучи для хайпа".
Их тезис – в 17-18-19 веках традиционные пропорции и красота зданий имели второстепенное значение. То есть горе-архитекторы проектировали вросших в землю уродцев под влиянием циркуляров и иных, вполне тривиальных, причин.
Что ж, иногда с этим можно согласиться.
Например, когда речь о приземистых сооружениях с низкими окнами.
С точки зрения обитателей городов 21-го века – это моветон. Потому что неприятно, когда "все ходят и заглядывают".
Но, похоже, в 19-м веке это людей не сильно парило.
Показываю.
Иду я в Москве по Пятницкой (самый центр, 750 метров от Кремля) и вижу:
Первая мысль: "Ай-яй-яй, не мог уважаемый архитектор создать такое страшилище! Строение точно вначале было высоким, а потом его закопали".
Читаю табличку: "Дом-музей Л.Н. Толстого".
"Ага, – думаю, – вот и доказательства. Трудно поверить, что граф жил с "окнами в пол"!"
Но тут вспоминаю, что в Москве есть ещё усадьба великого писателя в Хамовниках.
Интересно, какая там обстановочка?
По-разному. Есть окна повыше, есть окна пониже.
Сама усадьба выглядит вполне прилично:
Но есть и вот такой домик:
Опа! Опять "вкопанный в землю".
Причем за фасадной дверью сразу идёт ещё одна, где-то на сантиметров 30 ниже. Которая более соответствует уровню окна.
Прям мистика...
"Ладно, – тоскливо крутится в голове, – если потоп накрыл весь город, правды здесь не найти. Правда – в деревне".
Поэтому отправляемся в Ясную Поляну под Тулой, и тут:
Ну, отлегло! Всё в порядке. Низкие окна для 18-го – 19-го веков – нормальная практика.
Отсюда и до "закопанных" этажей – рукой подать.
Немного подмостить, немного насыпать культурного слоя, и вуаля – окна ушли вниз. А если ещё положить асфальт и поднять тротуар...
Но стоит обойти здание с другой стороны, как из-под земли появляются какие-то подозрительные окошки:
"Без паники! – это я себе. – Дом-то стоит на уклоне".
Да, конечно.
Почти у каждого дома есть подвал. Ежу понятно, что на пригорке он может быть скрыт, а в низинке вылезет наружу.
Если уклон большой, то в другом конце здания мы можем увидеть не только подвал или цоколь, но и вполне приличный этаж:
Почему-то такие дома иногда становятся темой горячих флеймов, уводя от настоящих несостыковок. Тут мяч однозначно – на стороне ортодоксальщиков. Никто ничего не закапывал, вы правы.
Вернёмся в Ясную Поляну и посмотрим ещё один дом – Волконского.
Кстати, усадьбу начали строить еще в 17-м веке, а дом Волконского – самое старое каменное здание.
Ой, нет:
Всё было так хорошо, и опять! Один вход – нормальный (по центру), а два других (справа и слева) – вкопаны в землю.
Вблизи это выглядит вообще ужасно. Двери закопали, а окна заложили. Причем здесь нет мостовых и очень мало "культурного слоя":
Что же за архитектор, двинутый на всю голову, мог такое состряпать?
Если это дверь в подвал для кухарок, то зачем её городить с такой помпезностью. Да ещё со стороны парадного входа?
Зачем закладывать окна?
А главное. Когда мы видим аналогичную ситуацию, например в Питере, то там закопанные изначально двери подняты на 1-1,5 метра.
В результате получается ещё более кошмарно, но хотя бы функционально:
На этом здравые аргументы ортодоксальщиков заканчиваются и они начитают просто талдычить по кругу – так строили, это нормально, вы не понимаете... Либо переходят на оскорбления.
Однако очевидно, что проблема "закопанных домов" существует. И кому охота в ней разобраться, должен копать глубже.
Пока обратим внимание, что, как и в Москве, дома усадьбы в Ясной Поляне стоят на фундаментах, которые могут быть останками более древних построек.
Но об этом – в следующем материале.
~>>>продолжение~>>>