Найти в Дзене
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Критики ислама в Средние века (часть 2)

Оглавление

Несмотря на жесткую политику первых мусульман и последующих правителей халифата, находились вольнодумцы, которые не боялись критиковать ислам и самого пророка Мухаммеда.

В первой части я рассказывал о критиках ислама времен пророка Мухаммеда и формирования Арабского халифата: Имру Аль-Кайс, Кааб ибн Ашраф, Мусайлима, Асвад аль-Анси, Тулайха и Саджа. Многих мусульмане подавили силой или убили.

С расширением ислама критика новой религии приобрела более изощренные формы, потому что халифат захватил интеллектуальные центры Сасанидской империи и Византии.

Территория Омейядского халифата в 750 году.
Территория Омейядского халифата в 750 году.

Зиндики-вольнодумцы

В исламе термин "зиндик" сначала применялся к тем, кто тайно придерживался дуалистических доктрин, заимствованных из иранских религий, параллельно исповедуя ислам на публику. Таким образом, зиндик был еретиком, виновным в ереси. Позже этот термин был расширен и стал означать любого, кто придерживается неортодоксальных или подозрительных убеждений, способных нарушить общественный порядок. Наконец, зиндик стал применяться ко всем видам вольнодумцев, атеистов и материалистов.

Аль-Джаад ибн Дирхам

Первым зиндиком, которого казнили по обвинению в ереси, был аль-Джаад ибн Дирхам, казненный по приказу омейядского халифа Хишама в первой половине 8 века. Нет никаких свидетельств, что аль-Джаад был дуалистом. Скорее всего, он был казнен за то, что придерживался взглядов, позже связанных с мутазилитами, которые говорили о сотворенности Корана и свободной воле. Предполагается, что он был материалистом, а его последователи обвиняли пророка Мухаммеда во лжи и отрицали воскресение мертвых в конце времен.

Ибн Аби Иавджа

Ибн Аби Иавджа (казнен в 772 году) был одним из наиболее интересных зиндиков. По-видимому, он верил, что свет создал добро, а тьма создала зло; он также учил о вечной душе и свободе воли. Перед смертью Иавджа признался, что сфабриковал более четырех тысяч хадисов (исламское предание о жизни Мухаммеда), в которых он запрещал мусульманам то, что на самом деле было разрешено, и наоборот. Предполагается, что он задавал мусульманам вопросы о том, почему в мире происходят катастрофы, если Аллах всеблаг. Также он обвинил некоторых коранических пророков во лжи, особенно Ибрагима (Авраама) и Юсуфа (Иосифа).

-2

Абу Иса аль-Варрак

Аль-Варрак был багдадским ученым-скептиком 9 века. Был обвинен в атеизме. К сожалению, ни одна из его работ не сохранилась, и у нас есть только отголоски его цитат в работах других арабских ученых и апологетов ислама.

Аль-Варрак начинал как мутазилитский богослов, но, похоже, был отлучен за то, что придерживался неортодоксальных взглядов. Аль-Варрак написал скептическую историю религий, где приводил критический анализ христианства. Аль-Варрак, вероятно, верил в вечность мира, что противоречило мусульманским взглядам о сотворенности космоса. Скептик стал жертвой преследований Аббасидов, умер в изгнании.

Цитаты, приписываемые Варраку:

"Тот, кто приказывает своему рабу делать то, на что, как он знает, раб не способен, а затем наказывает раба - глупец".
"То, что Мухаммад мог предсказывать определенные события, не доказывает, что он был пророком: возможно, он мог успешно угадывать, но это не означает, что он действительно знал будущее. И, конечно, тот факт, что он мог пересказывать события из прошлого, не доказывает, что он был пророком, потому что он мог прочитать об этих событиях в Библии, и, если бы он был неграмотным, ему все равно могли прочитать Библию".

Ахмад ибн аль-Тайиб ас-Сарахси

Аль-Сарахси был персидским философов 9 века. Он интересовался греческой философией и был наставником багдадского халифа аль-Мутадида. Аль-Сарахси навлек на себя гнев халифа за то, что довольно открыто обсуждал еретические идеи, поэтому халиф приказал казнить учителя.

Согласно аль-Бируни, аль-Сарахси написал многочисленные трактаты, в которых критиковал пророков как шарлатанов. К религиозному скептицизму аль-Сарахси привел рационализм мутазилитов.

Иоанн Дамаскин (Юханна ад-Димашки)

Иоанн Дамаскин является христианским святым и одним из самых уважаемых отцов церкви, систематизаторов ортодоксального учения. Жил в период 7-8 века в Сирии, которая на тот момент была частью Омейядского халифата.

-3

В трактате "Источник знания" Дамаскин перечисляет сто известных ему ересей, последней из которых выступает "вера измаильтян". Мусульман он называет измаильтянами, потому что мусульмане считают арабов и самого Мухаммеда потомком Измаила, первого сына Авраама, которого изгнали вместе с матерью Агарью из-за ревности законной жены Сарры.

Дамаскин называет Мухаммеда лжепророком, который случайно познакомился с Ветхим и Новым заветом:

"Написав же в своей книге некоторые достойные смеха положения, он передал ее им для почитания".

Также он критикует мусульманские положения, которые отличают ислам от христианства: вознесение Иисуса без распятия, небожественность Иисуса. Высмеивает ислам за "нелепость пророчества" и называет суры Корана "баснями":

Этот Мухаммед, как уже было сказано, много вздорных басен составив, каждой из них дал название, например писание "Женщина", в котором законодательно устанавливает открыто брать четыре жены и, если кто может, тысячи наложниц, сколько рука удержит, на низшем положении в отличие от четырех жен.

Судя по житию, преследованиям от мусульман Иоанн не подвергся.

В этой статье я затронул период 8-9 века, продолжение будет в третьей части.

Мои ВК и Ютуб. Поддержать автора ☕.