О романе Н. Г. Чернышевскго «Что делать?»
и одноименной театральной постановке
Где нет свободы, там нет счастья.
Н. Г. Чернышевский
В школе мы мало ценили классику. Ее надо было сдавать, считалось, что ее необходимо знать «каждому культурному человеку», но вряд ли 16-летние юнцы могли всерьез оценить изящество пушкинского стиля и глубокомыслие Толстого, нежную трепетность Тургенева и страстную мощь Лермонтова, сарказм Салтыкова-Щедрина и почти пугающее провидение Гончарова.
Проникновение в бездонные глубины человеческой мысли русских писателей начинается в сознательном возрасте, когда экзамены позади, вся жизнь впереди, собственного опыта недостаточно, а беспокойные мысли одолевают постоянно и беспощадно. Тогда-то и приходят на помощь вечно живая, нестареющая и на редкость актуальная русская классическая литература. Литература мыслящая и анализирующая, понимающая и сострадающая, тонкая и проникновенная.
Оказывается, наши "золотые" писатели прошлого тоже сталкивались с теми же проблемами, что и мы, пытались их решить или хотя бы поставить перед обществом. Ведь постановка проблемы открывает путь ее решения, равно как «сознание своей греховности есть первый шаг к спасению» (В. Г. Белинский). Мысли талантливых писателей позапрошлого века едва ли не опережают наши сегодняшние размышления и о судьбе России, и о Правах человека, и скоротечности всего живого, и о недостижимости всего Небесного.
Роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?», к сожалению, тоже входил в школьную программу и, следовательно, был активно ненавидим большинством старшеклассников. Сны Веры Павловны, Рахметов на гвоздях, странная теория разумного эгоизма — все было далеко от нашей подростковой жизни, полужаргонного языка и разгорающихся школьных страстей. Хотя иногда на уроках литературы велись жаркие дискуссии вокруг вечных вопросов: «что делать?» и «кто виноват?», но это если повезет с литератором. А с учителями, тем более словесниками, везло редко.
Но года проходят, а бессмертная русская классика остается. С возрастом начинаешь понимать, как точно и тонко понимали классики русскую душу и окружающую действительность, с тех пор мало изменившуюся. Частенько в соцсетях цитируют Герцена, Чехова, Некрасова. Золотой век русской литературы всегда приходит на помощь, когда трудно и непонятно, горько и одиноко, помогает справиться именно нашему читателю с сугубо нашими проблемами. Мы открываем запылившиеся тома и начинаем вместе с великими искать ответ на тот самый вопрос, который так и не смогли найти многие поколения соотечественников.
Секрет семейного счастья, равноправие супругов, эффективная организация производства, взаимоотношения отцов и детей, отношение к браку, понимание свободы, истоки феминизма и, конечно же, идеальное государство — все эти вопросы исследуются философом, публицистом, психологом, пламенным оратором и, как сейчас модно называть, - «политологом» Чернышевским в его программном произведении. Путь демократических преобразований — единственно возможный или утопичный и что делать, чтобы Россия, наконец, стала жить хорошо — главные вопросы, вкруг которых выстраиваются сюжетная линия и размышления героев. Роман по-настоящему интересен, правдив и даже вдохновил современный театр на инсценировку. О ней и пойдет речь.
Театр-лаборатория STER, как всегда, полон идей и экспериментов. Спектакль, названный основным вопросом русской интеллигенции, действительно актуален и интересен. Помимо вечных вопросов, в постановке очаровывает прелесть старины: речь, живая музыка и романсы, изящные французские куплеты, искрометные танцы, эффектные наряды, одним словом — бездна изящества, легкости, юмора и вкуса. Та золотая смесь, позволяющая почувствовать аромат давно ушедшей эпохи пространных фраз и учтивых реверансов. Редкое счастливое сочетание глубокого смысла и безупречного вкуса, свойственного настоящей классике.
Моно-спектакль — подлинный триумф Надежды Исаевой, актрисы талантливой, разноплановой, многогранной, неисчерпаемой. Почти полтора часа держать внимание современной, избалованной развлечениями и расслабленной клиповой культурой публики — очень сложная задача. Действие наполняют мгновенные перевоплощения: молоденькая Верочка, ее ворчливая мамаша, мужчины, революционеры и прогрессисты, похотливый старец — образы молниеносно меняют один другого, и все это — одна актриса.
Отдельно замечу, что актриса еще и переодевается, не отходя от сцены: за спектакль чередуются не менее четырех костюмов! Мне вспоминается Аркадий Райкин, который тоже стремительно преображался из образа в образ, со сменой костюмов — очень сложная, энергоемкая театральная работа, незаметная за внешней легкостью. Высшая степень профессионализма. Монологи, диалоги, пение, танцы, воспоминания — и все это один человек, царствующий на сцене и держащий нерв полуторачасовой истории, расказанной сложным для современного восприятия языком. Даже прически разные.
И еще. Актерская пауза. Помните у Моэма? «Чем больше артист — тем больше у него пауза!» Пауза после сакраментального «что делать?», подчеркнутая фортепианным аккордом, длится на сцене несколько минут. Пауза повисает в эффектной, энергичной тишине и воспринимается как естественное продолжение сценического действия.
Игра с театральным пространством, светом, звуком, телом, мимические акценты, минималистичные, но выразительные декорации — все многообразие «спецэффектов» настоящего смыслового театра работает на успех у сегодняшних зрителей. Спектакль - несомненная удача режиссера и сценариста Алексея Гусарова, смастерившего из объемного, немного неуклюжего романа динамичную композицию, позволяющую обратить внимание думающего зрителя на один из классических шедевров русской литературы, вечно живой классики, актуальной, как никогда.
Спектакль не только будит мысль и затрагивает эстетическое чувство, но и оставляет очень светлое впечатление, основанное на вере в завтрашний день, ведь недаром «будущее светло и прекрасно… Настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего». (Н. Г. Чернышевский, «Что делать?», 1863).
#современный театр #русская классическая литература #театры москвы #актерское мастерство