Найти тему
Московская беседка

Вечно живая классика

О романе Н. Г. Чернышевскго «Что делать?»

и одноименной театральной постановке

"Что делать?" Афиша спектакля по роману Н. Г. Чернышевского
"Что делать?" Афиша спектакля по роману Н. Г. Чернышевского

Где нет свободы, там нет счастья.

Н. Г. Чернышевский

В школе мы мало ценили классику. Ее надо было сдавать, считалось, что ее необходимо знать «каждому культурному человеку», но вряд ли 16-летние юнцы могли всерьез оценить изящество пушкинского стиля и глубокомыслие Толстого, нежную трепетность Тургенева и страстную мощь Лермонтова, сарказм Салтыкова-Щедрина и почти пугающее провидение Гончарова.

Проникновение в бездонные глубины человеческой мысли русских писателей начинается в сознательном возрасте, когда экзамены позади, вся жизнь впереди, собственного опыта недостаточно, а беспокойные мысли одолевают постоянно и беспощадно. Тогда-то и приходят на помощь вечно живая, нестареющая и на редкость актуальная русская классическая литература. Литература мыслящая и анализирующая, понимающая и сострадающая, тонкая и проникновенная.

Оказывается, наши "золотые" писатели прошлого тоже сталкивались с теми же проблемами, что и мы, пытались их решить или хотя бы поставить перед обществом. Ведь постановка проблемы открывает путь ее решения, равно как «сознание своей греховности есть первый шаг к спасению» (В. Г. Белинский). Мысли талантливых писателей позапрошлого века едва ли не опережают наши сегодняшние размышления и о судьбе России, и о Правах человека, и скоротечности всего живого, и о недостижимости всего Небесного.

-2

Роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?», к сожалению, тоже входил в школьную программу и, следовательно, был активно ненавидим большинством старшеклассников. Сны Веры Павловны, Рахметов на гвоздях, странная теория разумного эгоизма — все было далеко от нашей подростковой жизни, полужаргонного языка и разгорающихся школьных страстей. Хотя иногда на уроках литературы велись жаркие дискуссии вокруг вечных вопросов: «что делать?» и «кто виноват?», но это если повезет с литератором. А с учителями, тем более словесниками, везло редко.

Но года проходят, а бессмертная русская классика остается. С возрастом начинаешь понимать, как точно и тонко понимали классики русскую душу и окружающую действительность, с тех пор мало изменившуюся. Частенько в соцсетях цитируют Герцена, Чехова, Некрасова. Золотой век русской литературы всегда приходит на помощь, когда трудно и непонятно, горько и одиноко, помогает справиться именно нашему читателю с сугубо нашими проблемами. Мы открываем запылившиеся тома и начинаем вместе с великими искать ответ на тот самый вопрос, который так и не смогли найти многие поколения соотечественников.

Н. Г. Чернышевский
Н. Г. Чернышевский

Секрет семейного счастья, равноправие супругов, эффективная организация производства, взаимоотношения отцов и детей, отношение к браку, понимание свободы, истоки феминизма и, конечно же, идеальное государство — все эти вопросы исследуются философом, публицистом, психологом, пламенным оратором и, как сейчас модно называть, - «политологом» Чернышевским в его программном произведении. Путь демократических преобразований — единственно возможный или утопичный и что делать, чтобы Россия, наконец, стала жить хорошо — главные вопросы, вкруг которых выстраиваются сюжетная линия и размышления героев. Роман по-настоящему интересен, правдив и даже вдохновил современный театр на инсценировку. О ней и пойдет речь.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Театр-лаборатория STER, как всегда, полон идей и экспериментов. Спектакль, названный основным вопросом русской интеллигенции, действительно актуален и интересен. Помимо вечных вопросов, в постановке очаровывает прелесть старины: речь, живая музыка и романсы, изящные французские куплеты, искрометные танцы, эффектные наряды, одним словом — бездна изящества, легкости, юмора и вкуса. Та золотая смесь, позволяющая почувствовать аромат давно ушедшей эпохи пространных фраз и учтивых реверансов. Редкое счастливое сочетание глубокого смысла и безупречного вкуса, свойственного настоящей классике.

-5

Моно-спектакль — подлинный триумф Надежды Исаевой, актрисы талантливой, разноплановой, многогранной, неисчерпаемой. Почти полтора часа держать внимание современной, избалованной развлечениями и расслабленной клиповой культурой публики — очень сложная задача. Действие наполняют мгновенные перевоплощения: молоденькая Верочка, ее ворчливая мамаша, мужчины, революционеры и прогрессисты, похотливый старец — образы молниеносно меняют один другого, и все это — одна актриса.

Отдельно замечу, что актриса еще и переодевается, не отходя от сцены: за спектакль чередуются не менее четырех костюмов! Мне вспоминается Аркадий Райкин, который тоже стремительно преображался из образа в образ, со сменой костюмов — очень сложная, энергоемкая театральная работа, незаметная за внешней легкостью. Высшая степень профессионализма. Монологи, диалоги, пение, танцы, воспоминания — и все это один человек, царствующий на сцене и держащий нерв полуторачасовой истории, расказанной сложным для современного восприятия языком. Даже прически разные.

-6

И еще. Актерская пауза. Помните у Моэма? «Чем больше артист — тем больше у него пауза!» Пауза после сакраментального «что делать?», подчеркнутая фортепианным аккордом, длится на сцене несколько минут. Пауза повисает в эффектной, энергичной тишине и воспринимается как естественное продолжение сценического действия.

Игра с театральным пространством, светом, звуком, телом, мимические акценты, минималистичные, но выразительные декорации — все многообразие «спецэффектов» настоящего смыслового театра работает на успех у сегодняшних зрителей. Спектакль - несомненная удача режиссера и сценариста Алексея Гусарова, смастерившего из объемного, немного неуклюжего романа динамичную композицию, позволяющую обратить внимание думающего зрителя на один из классических шедевров русской литературы, вечно живой классики, актуальной, как никогда.

-7

Спектакль не только будит мысль и затрагивает эстетическое чувство, но и оставляет очень светлое впечатление, основанное на вере в завтрашний день, ведь недаром «будущее светло и прекрасно… Настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего». (Н. Г. Чернышевский, «Что делать?», 1863).

#современный театр #русская классическая литература #театры москвы #актерское мастерство