Мошенники используют даже актуальную сегодня тему дефицита наличных рублей и валюты.
Банк России назвал типичные способы обмана, которые мошенники используют для хищения денежных средств у клиентов различных банков. Всего выделено четыре распространённые схемы работы злоумышленников.
Сообщают о дефиците наличных рублей и валюты
Используя актуальную повестку, мошенники звонят от лица сотрудников банка и сообщают о дефиците наличных рублей или валюты. Для выхода из ситуации они предлагают перевести средства с карты или банковского счёта на некий «специальный счёт». Для его открытия мошенники запрашивают финансовые данные, а также подтверждающий СМС-код от банка.
Передавать эти данные ни в коем случае не стоит, поскольку их будет достаточно для вывода всех ваших денег. При поступлении такого телефонного звонка немедленно прервите разговор — сотрудники банка никогда не запрашивают данные счетов и карт.
Предлагают перевести деньги на «специальный счёт Центрального банка»
В этом сценарии мошенники звонят человеку с сообщением о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с его счёта и для сохранности средства нужно перевести на «специальный» («безопасный») счёт в Центробанке. Упоминание регулятора используется, чтобы усыпить бдительность потенциальной жертвы.
Результат тот же — мошенники получают ваши деньги, причём вы сами их им и переводите, будто бы на счёт ЦБ. Здесь стоит знать, что Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не звонит им и не ведёт их счета.
Предлагают проверить данные счёта на предмет утечки
В этом случае мошенники предлагают гражданам проверить, не попали ли данные счёта или карты в руки третьих лиц. Для этого человеку присылают ссылку на сайт, которая будто бы проверяет утечку. Если жертва введёт на этом сайте данные своей карты, то вся информация сразу же попадёт к злоумышленникам.
ЦБ напоминает, что сайтов, на которых можно проверить факт утечки банковских сведений, не существует. Ни в коем случае не вводите данные карточки на сомнительных ресурсах и не переходите по ссылкам от неизвестных вам лиц.
Убеждают оформить кредит
В этой схеме злоумышленник выдаёт себя за сотрудника бюро кредитных историй и утверждает, что на жертву или близких мошенники пытаются оформить кредит. Следом может позвонить якобы сотрудник службы безопасности банка или правоохранительных органов, который подтвердит операцию и предложит оформить «встречный» кредит самостоятельно онлайн или в офисе банка. Сумма должна совпадать с той суммой, которую оформляют неизвестные лица по его паспортным данным.
Для убедительности злоумышленники просят жертву действовать быстро и никому ни о чём не рассказывать, так как проводится секретная операция по вычислению мошенника из числа сотрудников банка. Деньги с нового кредита должны быть переведены на специальный счёт — счёт настоящих злоумышленников.
Тут стоит помнить, что сотрудники банков и бюро кредитных историй никогда не информируют граждан об изменениях в кредитной истории по телефону. Любой такой звонок стоит немедленно прервать.
Если вы всё же стали жертвой мошенников, то ЦБ рекомендует сделать следующее:
- Немедленно заблокируйте карту с помощью мобильного приложения или личного кабинета на сайте банка.
- В течение суток после получения сообщения о списании средств напишите заявление в отделении банка о несогласии с операцией.
- Обратитесь с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.
Читайте также 🧐