Петербург уже больше трехсот лет рассказывает историю нашей страны на своих улицах и проспектах, в том числе с помощью монументальной скульптуры. Это мировые шедевры, ради которых в наш город едут туристы. Даже сами горожане на секунду останавливаются и не могут пройти мимо них.
1. Мозаичный слон на улице Тореза.
Мозаичный слон на улице Тореза - африканский гость в самом северном мегаполисе мира. Последнее утверждение, конечно, ирония - не слон, а слоник. Высота всего-то полметра в обычном петербургском дворике. У этого слоника нет даже странички в википедии, его нет в путеводителях, но для местных жителей - это скульптура, часть их гармоничной среды, часть их Петербурга, как для кого-то медный всадник или Александровская колонна. И таких примеров в нашем городе сотни.
2. Идолы культуры Сан-Агустин.
Малые скульптурные формы были и в дореволюционном Петербурге. О том, что кунсткамера первый и один из главных музеев России, известно каждому школьнику. О том, что с университетской набережной, рядом с кунсткамерой, можно завернуть за угол и найти небольшой переулок, ведущей во двор, знают даже не все жители Васильевского острова.
Десяток идолов, да еще и выставленных по кругу, будто портал в другое измерение. В интернете про них пишут всякое: что это - майя, что это - ацтеки, что доставили в Петербург на корабле, который попал в шторм, и большая часть грозных скульптур утонула, что будто в этом месте нельзя обманывать, и здесь дают друг другу клятву влюблённые. Все это неправда.
Культура Сан-Агустин 4 тысяч лет до нашей эры. Открыли ее немецкие путешественники в 19 веке и привезли идолов Европу. Есть подлинник, с него снимали копию. В Берлине ее реализовали в материале, и часть из этих изготовленных копий оказались Санкт-Петербурге еще в дореволюционное, довоенное время.
3. Венера Коломенская
Эта скульптура появилась в одном из скверов еще в восьмидесятых, чудом уцелела хоть и не раз пострадала от вандалов в 90-е, а потом стала хитом интернета. Уже в наше время её раскрашивали, надевали на нее платье и даже противогаз. Знаменитая Венера Коломенская до сих пор не числится на балансе у районных властей, так что деньги на реставрацию собирали местные жители, не просто было найти и автора скульптуры.
Автором Венеры Коломенской оказался - художник Борис Семенов. Его мать – Ольга во время блокады была штукатур-маляр. После ее смерти скульптор сделал три женских фигуры с одинаковым лицом. Одну поставил на могиле матери, вторую у дома в Почтамтском переулке, где они жили, третью в небольшом скверике, в Коломне. Во время реставрации в мастерской с Венеры сняли 9 слоев краски и выяснилось, что повреждения серьезней, чем казались сначала. У скульптуры сломаны обе руки и плечо, бетонный каркас весь в трещинах. Восстанавливать надо без спешки, буквально по крупицам. Женскую фигуру планируют вернуть на место в мае 2022 года. Реставрацией занимается профессиональный скульптор каждый день по 3-4 часа, после восьми часовой смены на основной работе. Как говорит сам реставратор Александр Кузнецов-Сергеев: «В этом проекте, я ничего не получаю, я волонтер».
4. Кот Тиша Матроскин
Улица Марата. По карнизу второго этажа крадется кошка Тишина Матроскина. Она вместе с Елисеем и Василисой, с Малой Садовой, составляют триптиху скульптора – Владимира Петровичева.
Тишина или Тиша, как ее еще называют, - символ знаменитых художников «Митьки». Дмитрий Шагин рассказывает, что три года назад эту скульптуру попытались даже украсть вандалы, но эта кошка гуляет сама по себе.
5. Бегемотиха Тоня
В наше время в Петербурге стало еще больше миниатюрных скульптур, иногда их даже хватает на целый парк, как во дворе здания «Двенадцати коллегий». Типичная городская современная скульптура называется «Бегемотиха Тоня», находится во дворе филфака, кстати, достаточно укромном месте.
Разумеется, есть легенда, что Тоня помогает в делах сердечных юношам, если потереть правое ухо, и девушкам, если потереть левое ухо. Ну и, конечно, видно, что левое ухо несколько популярнее правого.
Малые скульптурные формы Петербурга тоже рассказывают историю нашего города, они сами все разные: оригинальные и милые, смешные и нелепые, иногда загадочные и пугающие. Их редко встретишь на площадях и проспектах, они прячутся во дворах-колодцах, тихих скверах и переулках. Их история - это способ поиска уютной гармоничной среды и ответ на вопрос: «А как менялись эпохи, стили и жанры, в конце концов мы сами?
#Бегемотиха тоня #Тиша матроскин #Венера коломенская #Сан-агустин #Памятник ленину #Архипелаг историй #памятники питера #Спб история