В этом выпуске рубрики «История в монетах», нас, мои уважаемые друзья и коллеги, ожидает одна небольшая (в двух частях), но как мне думается, весьма увлекательная и интересная экскурсия. С помощью портретных российских рублей и серебряных монет старших номиналов других стран, мы увидим, кто же был главным врагом или союзником того или иного русского самодержца на протяжении его царствования, кратко коснемся причин этой дружбы или вражды, но самое главное, я надеюсь, получим огромное удовольствие от вида этих монет, свидетелей мировой истории.
Карл XII Георг Десмарюес, король Швеции и Петр I Алексеевич Романов, царь и самодержец Всея Руси. Два непримиримых врага, и две действительно выдающиеся личности. И, при всей своей полярности, различиях в вере и понимании мира, характерах, убеждениях и стремлениях, они все-таки были чем-то схожи. Какое-то безумие энергии (или энергия безумия), что-ли, наполняла этих двух правителей… Недаром как европейские историки считают Карла XII «харизматичным психопатом», так и наши ученые, изучающие биографию и деятельность первого российского императора, отмечают за ним поступки и действия, присущие человеку, психически не совсем здоровому. Но, наличие или отсутствие ментальных расстройств этих двух выдающихся монархов совершенно не повлияло на их статус. Они ведь и правда, Великие, не так ли?
Несмотря на то, что коллаж вышел таким, будто два борца сошлись друг с другом на ринге, и взгляды их мрачны и ничего хорошего не предвещают, на самом-то деле на фото – союзники. Врагов у вдовствующей Екатерины I было немало, но в основном, это были враги внутренние, жаждущие завладеть наследием Петра, растащить и без того, тощую казну и поделить между собой власть. А во внешней политике, пожалуй главное, что она смогла и успела сделать, это вступить в Венский союзный договор с австрийским правительством (как раз портрет с австрийского талера 1726 года, с изображением Карла VI мы тут и видим). Правда, союз с Австрией тут же повлек за собой очень сложные и натянутые отношения с Англией и Францией… Но что тут поделать, политика – это шахматные комбинации, в которых чем-то приходится жертвовать…
А тут я счел правильным переставить фото: пусть смотрят друг на друга, а не в разные стороны, монархи прошлого. Петр II, по малости лет и краткости правления, особо ничем себя не проявивший, и Георг II, политик опытный, да и вообще, личность во всех смыслах интересная. Конечно, Георг II Август Ганноверский не то что-бы был лютый враг российскому юному императору – мальчишке. Просто серьезный политический противник, матерый, умный, знающий жизнь и понимающий власть. Войны не было. Были напряженные отношения, как впрочем и всегда с западным миром. Главные враги нашего малолетнего царя – его собственное окружение. А самые важные внешнеполитические баталии для России на тот момент, разгорались тогда на Востоке, на границе с Китаем. Но увы, монеток у мудрого народа Поднебесной с портретами правителей просто не было. А у нас тут – нумизматы. Поэтому – Георг II.
Анна Иоанновна и Людовик XV, король Франции. Не знаю как вы, а я вижу в них почему-то, некое сходство. Конкретно в этих портретах. Но может это только мои фантазии. По факту же, на монетных портретах – соперники. Враги. И добыча, которую делят эти хищники – польское наследство. Причем, Россия победила. В 1733 году на территории Речи Посполитой были введены русские войска, и на престол втупил Август III, как бы сейчас сказали, полностью «пророссийский» кандидат. Эх, жаль что у турков не чеканили портретных монет, вот тогда бы мы точно показали настоящего, главного врага Анны Иоанновны! А тут так… оппонент! Зато монета красивая…
Конечно, ни о какой внешней политике при Иоанне Антоновиче речь всерьез идти не может. Тут все во внутренней кипит, как уха на костре у рыбаков… Однако, именно в 1741 году вновь обостряются проблемы с извечным северным врагом, Швецией, и начинается война. Впрочем, для России выгодная. Швеция теряет часть финских земель. А на монетах – шведский король Фредерик (Фридрик, ну а можно и Фридрих) и наш, всеми нумизматами любимый царь – младенец – мученик Иоанн Антонович. Специально не буду сейчас на нем заостряться, обязательно отдельно о нем поговорим.
А далее… по сути далее наступает эпоха Фридриха II. Как в истории Европы в целом, так и в истории России в частности. Личность и в правду Великая. И можно было бы его монетные портреты ставить и вместе с Елизаветой Петровной, и с Петром III, и с Екатериной II… Причем, в зависимости от российского правителя, как в качестве врага, так и союзника. Но будет это не совсем честно как к остальным сильным Мира Сего, так и к нумизматам, читающим этот опус. Поэтому Фридрих у нас будет помещен именно с Елизаветой. Две монаршие особы, враги и соперники, участники 7-летней Войны, самой крупномасштабной в XVIII веке . Очень интересный период в истории как Европы, так и всего Мира. И если бы не смерть императрицы Елизаветы Петровны, то как знать, где бы сейчас заканчивались границы России…
Но в конце 1761 года на российский трон вступает Петр III, урожденный Карл Петер Ульрих Гольштейн – Готторпский, и он возвращает своему кумиру (да вдобавок родственнику), прусскому королю все, завоеванные русской армией земли, и заключает сепаратный мир. У Петра III другие цели и другие планы. Он готовился к войне с Данией, дабы отнять у нее герцогство Шлезвиг, в прошлом принадлежавшее его предкам. Именно поэтому на картинке, рядом с Петром Федоровичем размещено изображение монеты с портретом Кристиана VII Безумного. И знаете что интересно? Тут как в случае с самым первым примером, с Петром I и Карлом XII – схожесть. Схожесть в поведении, в образе жизни, в пороках. И даже, если присмотреться, имеется и внешнее сходство. Хотя конечно, нашему императору все-же было далеко до своего датского коллеги. Тот все-таки, к сожалению, был по-настоящему серьезно психически болен... Напишите пожалуйста в комментариях, согласны ли вы со мной? А с биографией Кристиана Безумного советую ознакомиться. Весьма поучительно.
А тут перед нами две яркие, значимые в мировой истоии женщины, правительницы, чьи поступки, деяния и решения изменили мироустройство и самым прямым образом повлияли на дальнейшее политическое и геополитическое развитие своих держав на столетия вперед. Мария Терезия Вальбурга Амалия Кристина, эрцгерцогия Австрии, императрица Священной Римской империи и София Августа Фредерика Ангальт – Цербстская, императрица Российской империи Екатерина II Алексеевна. Они не были открытыми врагами, не были союзниками, между ними не было каких-то особых дружеских связей. Велась переписка, не такая разносторонняя и приятельская, как между Екатериной и Вольтером, а деловая и формальная. Не более. Но мне показалось, что именно эти два монетных портрета должны завершить I часть нашей экскурсии, которая прерывается в самом окончании XVIII столетия, и начнется во II части с правителей, властвовавших уже в веке XIX. А пока – антракт.
Продолжение тут:
Следите за анонсами и новыми поступлениями монет в Telegram-канале https://t.me/polpolushkinNEWs
Рад буду подпискам и комментариям!
#монеты #нумизматика #история #талер #рубль #империя #коллекция