С 1 сентября 2022 года вносятся изменения изменения в закон о защите прав потребителей, которые должны пресечь недобросовестное поведение на потребительском рынке, в том числе выражающегося в принудительном или необоснованном сборе персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением или исполнением договора.
Проще говоря закон хочет защитить права потребителей, которые продавцы пытаются ограничивать различными хитрыми формулировками.
Сегодня закон в отношении продавцов имеет три ограничения - они не имеют право:
- обусловливать приобретение одних товаров (работ или услуг) покупкой других. Например, отказ продать товары, если их стоимость не достигает некой минимальной суммы;
- выставлять такие условия для удовлетворения требований потребителя в рамках гарантийного срока, которые не связаны с недостатками товаров (работ, услуг). К примеру, отказ исполнять гарантийные обязательства, если покупатель не приобрел сертификат на сервисное обслуживание;
- выполнять какие-то дополнительные услуги или работы и требовать их оплаты, если на то не было получено письменное согласие потребителя.
На практике же потребитель куда более уязвим, чем может показаться на первый взгляд.
Он не принимает участия в определении условий договоров розничной купли-продажи, банковского вклада, потребительского кредита, страхования и др., не имеет реальной возможности влиять на содержание этих договоров, так как типовые положения о правах и обязанностях сторон договоров определяются в одностороннем порядке коммерческими организациями.
Чтобы компенсировать этот дисбаланс, законодатель предусматривает новые гарантии, теперь продавцы не вправе включать в договор с потребителем условия:
1) позволяющие продавцу отказаться или изменить договор в одностороннем порядке, если закон этого не предусматривает.
Такое чаще всего встречается при онлайн покупках, когда в период доставки товара происходит, например, скачок валютного курса.
2) которые вводят для покупателя дополнительные виды ответственности (по сравнению с законом), или, наоборот, снимают с продавца ответственность полностью или частично, либо снижают размер законной неустойки.
Например, если закон предполагает необходимость выплаты неустойки за просрочку, то теперь такое условие продавец не сможет вычеркнуть из своего типового договора, оно будет существовать в любом случае.
3) ограничивающие право потребителя на выбор способа и формы оплаты товара (работ, услуг).
Это очень популярная история, когда продавцы утверждают, что у них сломался терминал для оплаты по банковской карте или что-нибудь в этом роде.
4) которые предусматривают обязательный досудебный порядок разрешения споров с продавцом (т. е. покупатель, прежде чем обращаться в суд, должен подать претензию продавцу и выждать срок для ее рассмотрения).
То есть продавец не может требовать, чтобы покупатель сначала обратился с претензией, если это не является обязанностью на основе закона.
Претензия нужна только в случае взыскание с продавца штрафа в потребителя пользу (пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 18).
Еще одним интересным ограничением для продавцом является запрет на отказ от заключения, изменения или расторжения с покупателем договора, если он отказывается предоставлять свои персональные данные.
В тех случаях, когда персональные данные являются необходимой составляющей сделки, продавец обязан разъяснить конкретный перечень данных, которые необходимы, а также причины их запрашивания.
Например при заключении договора кредитования, является правомерным запросить ряд персональных данных, в то время как при покупке клубники в магазине это не требуется.
Ознакомиться с положениями закона можно по ссылке (Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").
Предполагается, что данные изменения позволят существенно злоупотребления со стороны продавцов и жизнь покупателей станет лучше.
А что думаете об этом Вы? Можете оставить свое мнение в комментариях!