"Лунный свет, нарисованный облаками" была второй просмотренной мною дорамой и пока единственной исторической, об эпохе Чосон...
После очередного пересмотра этого, на мой взгляд, просто бесподобного сериала, захотелось побольше узнать о корейской традиционной одежде... почему корейцы носят такие большие шляпы с бусами!!!, странную обувь и т. д....?
Основу корейского костюма ханбок (ранний Чосон - 14-16 вв) составляли: чогори (запашная рубашка/жакет) и панчжи (мешковатые штаны) для мужчин или чхима (запашная юбка) вместо/поверх панчжи для женщин. Плюс белые высокие носки-посон и туфли/плетеные сандалии.
Поверх этой основы уже шли разные разновидности халатов и накидок с рукавами и без. Чем более яркая, многослойная и длиннополая была одежда, тем выше был социальный статус человека.
Но у мужчин всех сословий при любом раскладе было минимум два слоя в одежде.
Аристократия носила ханбоки из шелка, парчи, натуральных ткане хорошей выделки, ярких чистых оттенков. При этом нежно персиковые и бирюзовые оттенки на молодых людях обоих полов были нормой. Люди постарше носили более темные и сдержанные цвета, но тоже далеко не всегда. Ткани в основном были однотонными, возможно с вышивкой (часто в тон). Но основным украшением служила контрастная кайма и игра с оттенками нескольких слоев одежды.
Аппликация золотом была возможна только у членов королевской семьи.
Простолюдины же носили ханбоки из тканей грубого плетения ( хлопка, льна. Цвета были более блеклые, в целях экономии краски. Оттенки серого, бурого, коричневого, синего-голубого-сизово, не сильно яркие. У женщин так же – цвета в одежде были более блеклые– розоватые, сиреневые, желтые и прочие.
Прическа и головной убор
У совершеннолетнего аристократа волосы были всегда гладко забраны в пучок на затылке. Всегда. Для большей аккуратности голова перехвачена специальной повязкой – черной со вставкой из конского волоса на лбу. Повязка была достаточно широкой и крепилась на затылке при помощи пришитых к ней тесемок. Примерно на висках были пришиты два элемента по внешнему виду напоминающих пуговицы (черные, из дерева, кости, нефрита). С их помощью на голове более прочно фиксировался кат – шляпа, сплетенная из конского волоса или покрашенных в черный цвет тонких волокон бамбука.
Шляпа-кат – очень важный элемент. Это был главнейший показатель статуса. Символ принадлежности к сословию янбанов – наидостойнейшей части населения. Каждый, кто носил кат, пусть даже он в рванье и обносках, все равно являлся аристократом. Он имел право сдать государственный экзамен на должность и поступить на государственную службу – самое достойное занятие по мнению Конфуция. Выйти на улицу без шляпы считалось позором. Все равно, что прилюдно отказаться от своего статуса.
Шляпа крепилась к голове при помощи черных лент под подбородком. Так же возможно было наличие декоративных завязок, напоминающих бусы. Эти бусы могли быть из кости или полудрагоценных камней и достигали груди. Чем богаче было это украшение, тем богаче и знатнее был его владелец.
Что касается женских причёсок, тут все тоже было довольно интересно,
Незамужние девушки носили косу, а у замужних - коса была скручена в узел, узел закреплен специальной шпилькой (пинё).
А вот еще интересный головной убор с бусинами.
Поздний Корё и Чосон. «Myeonbok» - «Myeonryu-gwan (면류관)» и «Gujang-bok (구장복)». Myeonryugwan означает корону с бусинками, а Gujangbok означает платье из 9 символов. Эти символы выражают добродетели, ожидаемые от царя;
- Восточные драконы - сила короля
- Горы - престиж короля
- Пламя - править мудрыми людьми
- Фазаны - таланты
- Обезьяны - храбрость и мудрость
- Водные растения - гибкость
- Рис - люди
- Топоры - решение отличать добро и злые
- Символические буквы (黻) - торжество добра над на злом.
Военные и стражники.
Основой костюма были - запашная рубаха-чогори навыпуск длиной до середины бедра с неширокими рукавами и штаны-пачжи. Штаны чаще всего черного или темного цвета, чогори – любого цвета. Поверх чогори и пачжи одевали синий длиннополый чонбок, одежду без рукавов, с разрезами от пояса сзади и по бокам, чтобы не стеснять движений. Чонбок был подпоясан форменным широким поясом. Может быть в цвет чонбока или другого цвета.
Кисэн
Кисэн - в Корее артистка развлекательного жанра. Первый слог слова означает «артистка, певичка», второй -- «жизнь». Это были куртизанки, обученные музыке, танцам, пению, поэзии, поддержанию разговора -- всему тому, что было необходимо для развлечения мужчин из высших классов на банкетах и вечеринках. Кисэн играли важную роль в корейском обществе. Во время войн они выполняли не только свои прямые обязанности, но и оказывали медицинскую помощь раненым, ухаживали за больными. Кисэн оставили заметный след в корейской литературе, как в качестве героинь произведений, так и в качестве их авторов.
Как становились кисэн
Женщины становились кисэн разными путями. Некоторые из них наследовали свой статус от матерей, другие продавались в центры обучения своими родителями, которые не могли содержать большую семью. Большая часть таких семей была ранга чхонмин, однако иногда и разорившиеся свободные люди продавали своих дочерей. Иногда даже аристократия совершала такие поступки.
Одежда кисэн по крою была такой же, как и у остальных женщин, но цвета были яркими, завлекающими. Главным отличием была прическа из кос и буклей.
И в заключении - сколько бы не смотрела на ханбоки, особенно на женские, они невероятно красивые, яркие, интересные, каждый отличается друг от друга...так и хочется его одеть и окунуться в эту замечательную эпоху Чосон!
Подскажите, какие ещё дорамы об этой эпохе стоит посмотреть?
#южная корея
#ханбок
#пак по гом
#лунный свет, нарисованный облаками
#дорамы