Ничем не примечательная фотография отдыхающих в Адлере у причала, но за их спинами виднеется большая интересная история.
В апреле 1942 года замнаркома ВМФ Л.М. Галлер обратился к руководству Наркомсудпрома с предложением перейти от строительства пяти различных типов торпедных и сторожевых катеров к строительству одного типа в унифицированном деревянном или металлическом корпусе. Новому проекту присваивалось обозначение П-26, главным конструктором был назначен Леонид Львович Ермаш.
За основу Л.Л. Ермаш взял теоретический чертеж хорошо уже отработанного торпедного катера Д-3. Моторная установка при этом смещалась на четыре шпации в корму. Первоначально планировались к установке двигатели ГАМ-34БС, но вскоре поступило указание переработать фундаменты под ленд-лизовские «Паккарды» по 1200 л.с. Кроме этого для экономического хода и режима поиска подлодок на катере планировались к установке два автомобильных мотора (первоначально — ГАЗ-11, после 1945 года — «Оско-Форд» по 85 л.с.).
В 1942 году филиал ЦКБ-32 НКСП, организованный при заводе №640 в Сосновке на реке Вятка (Кировская обл.), закончил разработку технического проекта 200. Новые катера получили обозначение ТМ-200 и ОМ-200 — для металлических торпедного катера и охотника, и ТД-200 и ОД-200 — для торпедного катера и охотника в деревянном корпусе.
Отличительными особенностями этих проектов, по сравнению с находившимися в серийной постройке торпедными катерами дальнего действия типа Д-3, являлись: вооружение торпедными аппаратами трубчатого типа; установка авторулевого («Янтарь-2»); местное бронирование боевого поста командира и пулеметных установок. Большинство механизмов размещалось ниже ватерлинии, что повышало живучесть катера и не раз спасало экипажи от верной гибели, а «подводный выхлоп» у двигателей уменьшал шум катера и обеспечивал внезапность и скрытность действий, особенно ночью.
С октября 1942 по декабрь 1945 в общей сложности было построено более 80 таких охотников, которые достаточно успешно участвовали в боях во время Великой Отечественной войны.
Малые охотники типа ОД-200бис были модернизированы в 1948 году. Из-за установки на катерах ОД-200 бензиновых моторов «Паккард» они были весьма пожароопасными. В связи с этим, было проведено оснащение катеров дизельными двигателями М-50 отечественного производства. Кроме этого 37-мм автомат доукомплектовали броневым щитом для защиты расчёта от пуль и осколков.
Производство модернизированного ОД-200бис продолжалось и после войны.
И сейчас существует в компьютерных играх: