Найти тему

Путь от медиаобразования педагога к медиаграмотности учащихся

XXI век, век бесконечного потока информации, позволяет не только расширить возможности учителя как предметника, но и значительно усилить влияние педагога как медиатора, формирующего не только знания учащегося по отдельному учебному предмету, но и умения анализа, отбора и фильтрации поступающей информации.

Медиаобразование учителя выходит на первый план, так как, чтобы научить детей, педагог обязан сам владеть основными знаниями, умениями и навыками сбора, анализа и проверки информации на достоверность.

Вопрос медиаграмотности педагога встал не сегодня, и даже не вчера. На протяжении десятилетий педагог верил всему, что напечатано, ведь он был уверен, что такие тексты строго проверяются, редактируются и утверждаются. Сейчас же всё изменилось, и прежде всего изменилось отношение к информации, особенно напечатанной не под «грифами». Только медиаграмотный педагог может донести до учащихся достоверную информацию; только научившись сам, он сможет научить своих подопечных разбираться в потоке информации и вычленять для себя необходимую.

Для этого можно организовать отдельные занятия, индивидуальные консультации, а можно проводить групповые занятия и мастер-классы, на которых педагоги школы, работая в группах и заполняя путевые листы, проходили путь от осознания необходимости самомедиаобразования через понимание особенностей метапредметного урока к формированию метапредметных компетенций учащихся.

На протяжении всех этих месяцев велась активная работа по сбору информации, созданию и оформлению авторского контента (т.е. происходил переход от теории к практике). И надо сказать, сделано немало. Создан учительский сайт для обмена опытом с педагогами и работой с детьми (сайт постоянно пополняется).

Учительский сайт позволяет рассказать о себе, презентовать свой опыт, даёт возможность заинтересовавшимся записаться на консультацию, воспользоваться готовыми методическими разработками и теоретическим материалом (статьи, публикации).

Обычный сайт-портфолио может помочь учащимся подготовиться к уроку. Например, сайт «М. Булгаков и его мир» предлагает информацию о самом авторе, интересные факты жизни и творчества, отрывки из экранизаций, роман «Мастер и Маргарита» в виде «читалки» и аудиофайла. Информативно, ярко и выразительно.

Путь медиаобразования педагога нелёгкий, так как необходима системная работа в данном направлении. Что же можно сделать? Во-первых, необходимо собрать группу единомышленников, неравнодушных, с пытливым умом и желанием совершенствоваться.

Во-вторых, распределить между неравнодушными, кто и чем будет заниматься, то есть составить программу деятельности, в которой предусмотреть и диагностику уровней медиаграмотности, и поэтапное выравнивание компетенций, и форму реализации данной программы.

В-третьих, организовать постоянное самообразование, составление медиабиблиотеки, акцентируя внимание на концептуальных подходах и практических моделях медиаобразования.

В-четвёртых, принимать участие в различных мероприятиях неформального образования (дистанционные курсы, вебинары, семинары, конференции), которые позволяют за довольно короткий промежуток времени сформировать реальные медиакомпетенции.

В-пятых, организовать взаимообучение, это могут быть проблемные и творческие группы, на заседаниях которых будет происходить обмен опытом, обобщение опыта отдельных педагогов в форме семинаров-практикумов, мастер-классов, круглых столов и ярмарок идей.

В-шестых, осуществлять постепенную интеграцию медиаобразования в образовательную и внеурочную деятельность. Жаль, что до сих пор не разработан факультативный курс по медиаобразованию для учащихся, поэтому педагогу необходимо самому продумывать медийную цель учебных занятий, использовать различные задания на формирование медийной грамотности на факультативных занятиях, готовить классные и информационные часы, помогая нашим учащимся критически относится к любой информации и умело её использовать. Каждый урок, по моему мнению, кроме своей триединой цели, должен преследовать и медийную: учить грамотной работе с информацией.

В-седьмых, создавать различные медиапродукты собственными руками. Это могут быть просто недилетантские презентации, буктрейлеры, читательские флешмобы или целые учительские блоги и сайты.

Если начинать эту работу в начальных классах, то мы сможем вырастить внимательных, анализирующих и критически мыслящих взрослых, которых сложно будет запутать или обмануть. Я уверена, что совместные усилия позволят эффективно использовать безграничный и еще не слишком осознанный потенциал медиаобразования для наполнения образовательного процесса современным содержанием, обеспечить нашим детям право быть медиаграмотными и чувствовать себя уверенно и безопасно в современном информационном обществе, раскрыть свои собственные творческие способности, интегрировать школьные знания в собственную жизнь.

Путь от медиаобразования к медиаграмотности прост. Нужно только захотеть…