Часть 10
Что-то я слегка забросила свою серию статей о пещерных городах и монастырях Крыма. Мне кажется, что пора исправить эту ситуацию, тем более, что рассказать осталось совсем немного.
Над селом Терновка, практически рядом друг с другом находятся два пещерных монастыря: Челтер-Мармара
и Шулдан
и именно о них я и хочу рассказать в этот раз.
Происхождение названия Челтер-Мармара до конца не ясно. «Челтәр» по-татарски означает «кружево» или «сеть» или «решётка» или «клетка». Скала, которая таит в себе монастырь, носит то же название – Челтер-кая.
Ну, с этим понятно – пещеры в горе были изначально.
Монахи просто воспользовались природным «подарком», и создали монастырь, расширив и соединив естественные пещеры, при необходимости дополняя их искусственными гротами и переходами.
Некоторые (в общем-то, многие) пишут это слово как «чилтер». Вероятно, это те самые люди, которые по-русски пишут «карова», «йош» и «исчо». В общем, нет в татарском языке такого слова. Есть слово «чылтыр» – «звякать» или «дребезжать». Конечно, теоретически можно предположить, что именно такие звуки издавал монастырский колокол, но этот как-то очень неуважительно.
Еще есть слово «илтер» - этим словом обозначается шкурка ягнёнка, забитого в возрасте нескольких дней, обычно не старше четырёх суток. Трепетные девы, мода на которых пришла несколько лет назад и уже начинает надоедать, могут на этом месте начинать биться в истерике от жалости к животинке и пить валерьяночку. Но применить это слово к монастырю достаточно затруднительно.
Так вот, если с первым словом всё понятно, то вот вторая часть названия как раз-таки и вызывает вопросы. «Мармара» по-татарски означает «мрамор» и в этих местах даже его следов никогда не было. Возможно, именно так называлась деревня, некогда расположенная на склонах Челтер-кая, но почему ее так назвали – неизвестно.
Но в любом случае, уже к концу XVIII века от деревни с большой долей вероятности носившей гордое название Мармара, не осталось и следа: камень из стен и фундаментов заброшенных домов был выбран и вторично использовался местным татарским населением при строительстве домов в деревне Шули (ныне село Терновка). Живший в Шулях академик П.С. Паллас видел последние следы этого старинного селения на склоне Челтер-кая.
Монастырь Челтер-Мармара возник, как и остальные пещерные монастыри Крыма, в IX веке, в период византийского иконоборчества, о котором я уже много раз упоминала, и повторяться не буду.
Но, кстати, есть и другая версия возникновения этого монастыря – согласно ей монастырь возник значительно позже, в XIII веке, и изначально был православным. Ну, возможно, конечно.
Монастырь находился в густонаселенной (ну, по тем временам) местности, вблизи дорог, соединяющих город Эски-Кермен, с Каракобинской и Шульской долинами, которые в древности входили в княжество Феодоро.
Кстати, дорога, проходящая сквозь нынешнюю Терновку, была единственным путем от столицы княжества на горе Баба-Даг до единственного торгового порта Авлита.
Именно здесь катились повозки, доверху гружённые разными товарами, и это было самое оживлённое место во всём княжестве.
А вдоль дороги располагались селения и монастыри. Как водится, селения находились в долинах
и на склонах гор, чтобы крымским крестьянам было сподручнее растить зерно и виноград, а также выпасать скот. А ближе к вершинам небольших столовых гор, подальше от всего мирского, находились монастыри,
обитатели которых, кстати, не только молились о спасении души, но и практически полностью себя обеспечивали.
В общем, все занимались своими делами.
Обитель оставалась действующей до XV века, а потом ее уничтожили турки. Не то чтобы у турок были какие-то непримиримые идеологические расхождения с православными монахами – у себя на родине они вполне мирно сосуществовали с иноверцами, но вот пройти мимо церковных богатств… это как-то не по-завоевательски. При ограблении турки несколько увлеклись и после их визита о существовании монастыря позабыли примерно лет на 400 – до самого визита в Крым хорошо нам всем известного А.Л. Бертье-Делагарда.
Именно он опубликовал первые полные сведения о монастыре, выделив здесь 50 помещений, из которых 3 были церквями.
Главным храмом исследователь считал большую естественную пещеру длиной свыше 30 метров, в восточной части которой вырублена апсида.
Им также была подробно изучена церковь в третьем ярусе (храм Святого Николая),
аналоги которой Бертье-Делагард видел в малом храме Шулдана, о котором я расскажу позже, и в церкви скита у Станции Инкерман-1.
Потом монастырь был снова подзабыт, хотя при советской власти на него время от времени обращали внимание археологические экспедиции, расчищая и обмеряя отдельные пещеры.
А в 2007 году монастырю вернули его первоначальное назначение – здесь была организована обитель в честь Преподобного Саввы Освященного. Огромная пещера, некогда исследованная А.Л. Бертье-Делагардом, вновь служит главным храмом. В нем находится икона святого Саввы Сербского, которая непродолжительное время мироточила в 2009 году.
Это явление, подтвержденное авторитетной комиссией, было приурочено к визиту в Крым Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – икона начала мироточить незадолго до начала этого визита, а поле отбытия Патриарха мироточение закончилось.
Сейчас в монастыре обитает несколько монахов, которые прикладывают значительные усилия по возрождению и благоустройству святой обители.
К монастырю ведет крутая каменистая тропа, вьющаяся по склонам Челтер-Кая.
Монастырь состоит из множества пещер,
в которых расположены кельи, хозяйственные помещения и четыре церкви.
Все они соединяются между собой деревянными лестницами,
балкончиками, галереями, придавая горе еще большее сходство с ажурной решеткой.
Пещеры монастыря со второго по пятый ярус являются единым ансамблем и имеют общий вход, к которому ведет деревянная лестница.
Когда-то здесь в скале были вырублены ступеньки, он они давно уже изгладились под действием времени.
Сверху над входом нависает козырек скалы, напоминающий о том, что изначально здесь не только возносили хвалу господу, но и оборонялись при нашествии врагов – поразить сверху защитников монастыря, находящихся на этой галерее, весьма затруднительно.
Здесь же находится лестница, ведущая на верхние ярусы.
На втором ярусе, вдоль края обрыва с востока на запад тянется вырубленная в скале галерея,
на которую выходят дверные проемы различных хозяйственных помещений.
А еще здесь в скале вырублен крест, который, на мой взгляд, примерно ровесник монастыря. Вид у него ну очень уж древний.
Центральное место в этом ярусе занимает большой естественный грот, в котором находится тот самый храм Преподобного Саввы Освященного, о котором я упоминала ранее.
В восточной части вырублена в скале полукруглая апсида.
В полу церкви хорошо видны подрубки от основания алтаря и остатки пяти могил.
Для подъёма на третий ярус мы вновь воспользуемся лестницей.
Ярус состоит из некогда жилых, изолированных друг от друга помещений,
для входа в которые сооружен деревянный настил, который одновременно является верхним перекрытием галереи второго яруса.
А еще тут находится храм Святого Николая Чудотворца Мирликийского,
описанный А.Л. Бертье-Делагардом, и колокольня монастыря.
На четвертый ярус ведут переходы, скрытые в скале.
На этот раз это каменные лестницы,
ведущие в три связанных между собой пещеры, в полу которых пробиты круглые отверстия.
Скорее всего, тут были кладовые.
На четвертом ярусе тоже была церковь, вход в которую располагался над алтарем храма второго яруса, но в настоящее время она разрушена и о том, что здесь было, напоминает только ниша в стене, в которой находится икона.
Пройти с четвертого на пятый ярус здесь невозможно, поэтому я возвращаюсь к тому месту, где начинала свой подъем и по деревянным лестницам иду вверх.
В принципе, пятым ярусом считается верхнее плато, но по дороге я не могу пройти мимо еще одного прохода. Вероятно, это ярус «четыре с половиной». Ну, или если учесть, что я почти поднялась наверх, это будет ярус «четыре и три четверти» (привет поклонникам Гарри Поттера).
Здесь за прочным стеклом хранится икона,
подаренная монастырю Челтер-Мармара фондом Апостола Андрея Первозванного и АО «Мотор-сич» в память о передаче мощей Апостола из Богоявленского собора в Москве в Крым.
АО «Мотор-сич» вероятно являлось спонсором этого действа, потому что на богоугодное заведение это предприятие явно не тянет.
В глубине пещеры явно виден проход на нижние ярусы, но я туда не пошла – еще не хватало провалиться в какую-то неизведанную карстовую пещеру.
И вот я выхожу на верхнее плато,
к самому кресту, водруженному над монастырем.
Отсюда открывается замечательный вид на Севастополь,
причем даже вход в бухту виден,
на долину реки Айтодорки
и близлежащие горы.
#крым #путешествия #история #монастыри #достопримечательности
Окончание следует...