Найти в Дзене

Пещерные города и монастыри Крыма. Челтер-Мармара

Часть 10 Что-то я слегка забросила свою серию статей о пещерных городах и монастырях Крыма. Мне кажется, что пора исправить эту ситуацию, тем более, что рассказать осталось совсем немного. Над селом Терновка, практически рядом друг с другом находятся два пещерных монастыря: Челтер-Мармара и Шулдан и именно о них я и хочу рассказать в этот раз. Происхождение названия Челтер-Мармара до конца не ясно. «Челтәр» по-татарски означает «кружево» или «сеть» или «решётка» или «клетка». Скала, которая таит в себе монастырь, носит то же название – Челтер-кая. Ну, с этим понятно – пещеры в горе были изначально. Монахи просто воспользовались природным «подарком», и создали монастырь, расширив и соединив естественные пещеры, при необходимости дополняя их искусственными гротами и переходами. Некоторые (в общем-то, многие) пишут это слово как «чилтер». Вероятно, это те самые люди, которые по-русски пишут «карова», «йош» и «исчо». В общем, нет в татарском языке такого слова. Есть слово «чылтыр» – «

Часть 10

Что-то я слегка забросила свою серию статей о пещерных городах и монастырях Крыма. Мне кажется, что пора исправить эту ситуацию, тем более, что рассказать осталось совсем немного.

Над селом Терновка, практически рядом друг с другом находятся два пещерных монастыря: Челтер-Мармара

Пещерный монастырь Челтер-Мармара
Пещерный монастырь Челтер-Мармара

и Шулдан

Пещерный монастырь Шулдан
Пещерный монастырь Шулдан

и именно о них я и хочу рассказать в этот раз.

Происхождение названия Челтер-Мармара до конца не ясно. «Челтәр» по-татарски означает «кружево» или «сеть» или «решётка» или «клетка». Скала, которая таит в себе монастырь, носит то же название – Челтер-кая.

Челтер-кая
Челтер-кая

Ну, с этим понятно – пещеры в горе были изначально.

Челтер-кая
Челтер-кая

Монахи просто воспользовались природным «подарком», и создали монастырь, расширив и соединив естественные пещеры, при необходимости дополняя их искусственными гротами и переходами.

Некоторые (в общем-то, многие) пишут это слово как «чилтер». Вероятно, это те самые люди, которые по-русски пишут «карова», «йош» и «исчо». В общем, нет в татарском языке такого слова. Есть слово «чылтыр» – «звякать» или «дребезжать». Конечно, теоретически можно предположить, что именно такие звуки издавал монастырский колокол, но этот как-то очень неуважительно.

Еще есть слово «илтер» - этим словом обозначается шкурка ягнёнка, забитого в возрасте нескольких дней, обычно не старше четырёх суток. Трепетные девы, мода на которых пришла несколько лет назад и уже начинает надоедать, могут на этом месте начинать биться в истерике от жалости к животинке и пить валерьяночку. Но применить это слово к монастырю достаточно затруднительно.

Так вот, если с первым словом всё понятно, то вот вторая часть названия как раз-таки и вызывает вопросы. «Мармара» по-татарски означает «мрамор» и в этих местах даже его следов никогда не было. Возможно, именно так называлась деревня, некогда расположенная на склонах Челтер-кая, но почему ее так назвали – неизвестно.

Но в любом случае, уже к концу XVIII века от деревни с большой долей вероятности носившей гордое название Мармара, не осталось и следа: камень из стен и фундаментов заброшенных домов был выбран и вторично использовался местным татарским населением при строительстве домов в деревне Шули (ныне село Терновка). Живший в Шулях академик П.С. Паллас видел последние следы этого старинного селения на склоне Челтер-кая.

Монастырь Челтер-Мармара возник, как и остальные пещерные монастыри Крыма, в IX веке, в период византийского иконоборчества, о котором я уже много раз упоминала, и повторяться не буду.

Но, кстати, есть и другая версия возникновения этого монастыря – согласно ей монастырь возник значительно позже, в XIII веке, и изначально был православным. Ну, возможно, конечно.

Монастырь находился в густонаселенной (ну, по тем временам) местности, вблизи дорог, соединяющих город Эски-Кермен, с Каракобинской и Шульской долинами, которые в древности входили в княжество Феодоро.

Долина реки Айтодорка.
Долина реки Айтодорка.

Кстати, дорога, проходящая сквозь нынешнюю Терновку, была единственным путем от столицы княжества на горе Баба-Даг до единственного торгового порта Авлита.

Дорога к морю
Дорога к морю

Именно здесь катились повозки, доверху гружённые разными товарами, и это было самое оживлённое место во всём княжестве.

А вдоль дороги располагались селения и монастыри. Как водится, селения находились в долинах

Селения до сих пор находятся в долине
Селения до сих пор находятся в долине

и на склонах гор, чтобы крымским крестьянам было сподручнее растить зерно и виноград, а также выпасать скот. А ближе к вершинам небольших столовых гор, подальше от всего мирского, находились монастыри,

Монастырь над долиной
Монастырь над долиной

обитатели которых, кстати, не только молились о спасении души, но и практически полностью себя обеспечивали.

Монастырь Челтер-Мармара. Хозпостройки
Монастырь Челтер-Мармара. Хозпостройки

В общем, все занимались своими делами.

Обитель оставалась действующей до XV века, а потом ее уничтожили турки. Не то чтобы у турок были какие-то непримиримые идеологические расхождения с православными монахами – у себя на родине они вполне мирно сосуществовали с иноверцами, но вот пройти мимо церковных богатств… это как-то не по-завоевательски. При ограблении турки несколько увлеклись и после их визита о существовании монастыря позабыли примерно лет на 400 – до самого визита в Крым хорошо нам всем известного А.Л. Бертье-Делагарда.

Именно он опубликовал первые полные сведения о монастыре, выделив здесь 50 помещений, из которых 3 были церквями.

Главным храмом исследователь считал большую естественную пещеру длиной свыше 30 метров, в восточной части которой вырублена апсида.

Храм Преподобного Саввы Освященного
Храм Преподобного Саввы Освященного

Им также была подробно изучена церковь в третьем ярусе (храм Святого Николая),

Храм Святого Николая
Храм Святого Николая

аналоги которой Бертье-Делагард видел в малом храме Шулдана, о котором я расскажу позже, и в церкви скита у Станции Инкерман-1.

Потом монастырь был снова подзабыт, хотя при советской власти на него время от времени обращали внимание археологические экспедиции, расчищая и обмеряя отдельные пещеры.

А в 2007 году монастырю вернули его первоначальное назначение – здесь была организована обитель в честь Преподобного Саввы Освященного. Огромная пещера, некогда исследованная А.Л. Бертье-Делагардом, вновь служит главным храмом. В нем находится икона святого Саввы Сербского, которая непродолжительное время мироточила в 2009 году.

Наверное, какая-то из этих икон. А может и нет. Их там ОЧЕНЬ много
Наверное, какая-то из этих икон. А может и нет. Их там ОЧЕНЬ много

Это явление, подтвержденное авторитетной комиссией, было приурочено к визиту в Крым Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – икона начала мироточить незадолго до начала этого визита, а поле отбытия Патриарха мироточение закончилось.

Сейчас в монастыре обитает несколько монахов, которые прикладывают значительные усилия по возрождению и благоустройству святой обители.

К монастырю ведет крутая каменистая тропа, вьющаяся по склонам Челтер-Кая.

Дорога к монастырю
Дорога к монастырю

Монастырь состоит из множества пещер,

Монастырь Челтер-Мармара
Монастырь Челтер-Мармара

в которых расположены кельи, хозяйственные помещения и четыре церкви.

Монастырь Челтер-Мармара
Монастырь Челтер-Мармара

Все они соединяются между собой деревянными лестницами,

Монастырь Челтер-Мармара
Монастырь Челтер-Мармара

балкончиками, галереями, придавая горе еще большее сходство с ажурной решеткой.

Пещеры монастыря со второго по пятый ярус являются единым ансамблем и имеют общий вход, к которому ведет деревянная лестница.

Можно сказать, главный вход монастыря
Можно сказать, главный вход монастыря

Когда-то здесь в скале были вырублены ступеньки, он они давно уже изгладились под действием времени.

Сверху над входом нависает козырек скалы, напоминающий о том, что изначально здесь не только возносили хвалу господу, но и оборонялись при нашествии врагов – поразить сверху защитников монастыря, находящихся на этой галерее, весьма затруднительно.

Здесь же находится лестница, ведущая на верхние ярусы.

И главный выход на плато
И главный выход на плато

На втором ярусе, вдоль края обрыва с востока на запад тянется вырубленная в скале галерея,

Галерея второго яруса
Галерея второго яруса

на которую выходят дверные проемы различных хозяйственных помещений.

Помещения второго яруса
Помещения второго яруса
Помещения второго яруса
Помещения второго яруса

А еще здесь в скале вырублен крест, который, на мой взгляд, примерно ровесник монастыря. Вид у него ну очень уж древний.

Крест
Крест

Центральное место в этом ярусе занимает большой естественный грот, в котором находится тот самый храм Преподобного Саввы Освященного, о котором я упоминала ранее.

Храм Преподобного Саввы Освященного
Храм Преподобного Саввы Освященного

В восточной части вырублена в скале полукруглая апсида.

Храм Преподобного Саввы Освященного
Храм Преподобного Саввы Освященного

В полу церкви хорошо видны подрубки от основания алтаря и остатки пяти могил.

Храм Преподобного Саввы Освященного
Храм Преподобного Саввы Освященного
Храм Преподобного Саввы Освященного
Храм Преподобного Саввы Освященного
Второй ярус
Второй ярус

Для подъёма на третий ярус мы вновь воспользуемся лестницей.

Лестница на третий ярус
Лестница на третий ярус

Ярус состоит из некогда жилых, изолированных друг от друга помещений,

Помещения третьего яруса
Помещения третьего яруса

для входа в которые сооружен деревянный настил, который одновременно является верхним перекрытием галереи второго яруса.

А еще тут находится храм Святого Николая Чудотворца Мирликийского,

Вход в храм Святого Николая Чудотворца Мирликийского
Вход в храм Святого Николая Чудотворца Мирликийского
Храм Святого Николая Чудотворца Мирликийского
Храм Святого Николая Чудотворца Мирликийского
Храм Святого Николая Чудотворца Мирликийского
Храм Святого Николая Чудотворца Мирликийского
Храм Святого Николая Чудотворца Мирликийского
Храм Святого Николая Чудотворца Мирликийского

описанный А.Л. Бертье-Делагардом, и колокольня монастыря.

Подъем на колокольню со второго яруса
Подъем на колокольню со второго яруса
Колокольня
Колокольня
Колокольня
Колокольня
Колокольня
Колокольня

На четвертый ярус ведут переходы, скрытые в скале.

Подъем на четвертый ярус
Подъем на четвертый ярус

На этот раз это каменные лестницы,

Подъем на четвертый ярус
Подъем на четвертый ярус

ведущие в три связанных между собой пещеры, в полу которых пробиты круглые отверстия.

Помещения четвертого яруса
Помещения четвертого яруса
Помещения четвертого яруса
Помещения четвертого яруса
Помещения четвертого яруса
Помещения четвертого яруса
Помещения четвертого яруса
Помещения четвертого яруса

Скорее всего, тут были кладовые.

На четвертом ярусе тоже была церковь, вход в которую располагался над алтарем храма второго яруса, но в настоящее время она разрушена и о том, что здесь было, напоминает только ниша в стене, в которой находится икона.

Здесь была церковь
Здесь была церковь

Пройти с четвертого на пятый ярус здесь невозможно, поэтому я возвращаюсь к тому месту, где начинала свой подъем и по деревянным лестницам иду вверх.

Подъем на плато
Подъем на плато
Подъем на плато
Подъем на плато
Подъем на плато
Подъем на плато

В принципе, пятым ярусом считается верхнее плато, но по дороге я не могу пройти мимо еще одного прохода. Вероятно, это ярус «четыре с половиной». Ну, или если учесть, что я почти поднялась наверх, это будет ярус «четыре и три четверти» (привет поклонникам Гарри Поттера).

Ярус «четыре и три четверти»
Ярус «четыре и три четверти»

Здесь за прочным стеклом хранится икона,

Икона Апостола Андрея Первозванного
Икона Апостола Андрея Первозванного

подаренная монастырю Челтер-Мармара фондом Апостола Андрея Первозванного и АО «Мотор-сич» в память о передаче мощей Апостола из Богоявленского собора в Москве в Крым.

АО «Мотор-сич» вероятно являлось спонсором этого действа, потому что на богоугодное заведение это предприятие явно не тянет.

В глубине пещеры явно виден проход на нижние ярусы, но я туда не пошла – еще не хватало провалиться в какую-то неизведанную карстовую пещеру.

То ли проход, то ли просто провал
То ли проход, то ли просто провал

И вот я выхожу на верхнее плато,

Плато Челтер-кая
Плато Челтер-кая

к самому кресту, водруженному над монастырем.

Монастырский крест
Монастырский крест

Отсюда открывается замечательный вид на Севастополь,

Плато Челтер-кая
Плато Челтер-кая
Севастополь и окрестности
Севастополь и окрестности
Севастополь
Севастополь

причем даже вход в бухту виден,

Севастополь
Севастополь

на долину реки Айтодорки

Село Терновка
Село Терновка

и близлежащие горы.

Горы за селом
Горы за селом

#крым #путешествия #история #монастыри #достопримечательности

Окончание следует...