Найти в Дзене
Арсений Красноцветов

"ИВАН НЕФЕДОВ. ПРОФЕССИЯ - ХУДОЖНИК"

Большая выставка под таким названием, посвященная 135-летию Ивана Никандровича Нефедова (1887–1976), одного из самых значимых художников в истории ивановской школы живописи, преподававшего в свое время в нашем художественном училище, проходит в эти дни в Ивановском областном художественном музее. И, думаю, совсем не случайно именно сейчас мне на глаза попался редкий снимок начала 70-х годов прошлого века, сделанный в Ивановском художественном училище. Редкий потому что на нем Нефедов (крайний слева во втором ряду) запечатлен незадолго до смерти на одной из встреч в училище. В первом ряду - мой дядя Игорь Спирин. А я в связи с этим ещё вот что вспомнил. ...У Ивана Никандровича Нефедова мы, мальчишки, часто рвали (проще говоря – воровали) яблоки в саду, конечно, даже не предполагая, кто его хозяин. Его частный дом находился почти на углу улиц Постышева и Лежневской напротив троллейбусной остановки, а мы залезали со двора дома одного из друзей на Малой Кохомской. Я жил буквально в трех

Большая выставка под таким названием, посвященная 135-летию Ивана Никандровича Нефедова (1887–1976), одного из самых значимых художников в истории ивановской школы живописи, преподававшего в свое время в нашем художественном училище, проходит в эти дни в Ивановском областном художественном музее. И, думаю, совсем не случайно именно сейчас мне на глаза попался редкий снимок начала 70-х годов прошлого века, сделанный в Ивановском художественном училище. Редкий потому что на нем Нефедов (крайний слева во втором ряду) запечатлен незадолго до смерти на одной из встреч в училище. В первом ряду - мой дядя Игорь Спирин.

А я в связи с этим ещё вот что вспомнил.

...У Ивана Никандровича Нефедова мы, мальчишки, часто рвали (проще говоря – воровали) яблоки в саду, конечно, даже не предполагая, кто его хозяин. Его частный дом находился почти на углу улиц Постышева и Лежневской напротив троллейбусной остановки, а мы залезали со двора дома одного из друзей на Малой Кохомской. Я жил буквально в трехстах метрах на Шуйской улице.

…Как-то об этом узнал мой дядя Игорь Александрович Спирин, живший с нами в одном доме (в то время, кажется, это был 1971 год, он уже работал директором Ивановского художественного училища и был давним другом Нефедова). "Вы с ума сошли, - всегда мягкий по натуре, страшно возмутился он. - Это же такой Человечище!" И повел нас, несколько пацанов, помогать убирать дяде Ване яблоки из его сада в огромные корзины из лозы. Правда, что 83-летний художник с ними потом делал, одному богу было известно.

А еще Иван Никандрович показывал после «шефского субботника» нам, «юным тимуровцам», свои картины и пытался рассказать их историю. Но мы тогда мало что понимали в этом, и больше вертели головами по сторонам. Не понимали и то, что приобщились почти к великому – и человеку, и творчеству. Лично я осознал это уже гораздо позже. С тех пор прошло уже полвека.

…Искусствовед (в одной из ипостасей) Ян Бруштейн написал в свое время: «Считаю, и убежден в этом, самым интересным и самобытным художником в Ивановском крае Ивана Нефедова». С мнением такого профессионала трудно поспорить…

Ивана Никандровича и его творчество вспоминают в последнее время всё чаще, что вполне заслуженно. Оценок в восхитительных тонах слышится всё больше. Жаль, что такого признания художник не удостоился при жизни…

Аркадий Романов

-2