Кто-то убежден что миром управляют богатые, или, на худой конец, умные и хитрые. Кто-то считает что миром правят наглые и беспринципные, а те, кто верит в Будду, уверены - мир принадлежит сострадающим.
Мир принадлежит тем, кто умеет сочувствовать, любить, понимать и принимать чужую боль как свою. Сложный путь, трудный и неблагодарный, но далай-лама считает, что, если следовать этому учению, можно победить любую силу, какой бы хитрой и безжалостной она не была.
Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 года в бедной крестьянской семье в Тибете. С 1940 года он является духовным лидером буддистов Тибета, Индии, Бурятии, Тувы, Монголии, Калмыкии и всех верующих в Будду.
«Следуйте трем вечным правилам: Уважай себя. Уважай других . Не уходи от ответственности за свои деяния».
Буддисты верят в реинкарнацию. В двухлетнем возрасте крестьянский мальчик был признан перевоплощением далай-ламы. После смерти тринадцатого далай-ламы монахи ходили по домам, их приглашали и усаживали за стол, угощая чаем, (так принято у хлебосольных тибетцев, кто-бы не постучал в хижину, любого гостя обязательно приветливо встречают и угощают).
В 1937 году монахи постучались в бедную хижину, где жили Сонам и Чойкьен со своими детьми. Двухлетний Лхамо сразу обратил внимание на один из посохов которые монахи оставили у входа, а когда ребенку стали показывать и другие предметы он безошибочно выбирал те, что принадлежали раньше далай – ламе. Так маленький мальчик был признан инкарнацией духовного наставника. Сам он считает себя воплощением далай-ламы V, так как очень много снов и воспоминаний о прошлой жизни, связаны были именно с тем временем и жизнью этого человека.
Ребенка забрали во дворец в Лхасе, настало время обучения, часами маленькому мальчику приходилось заниматься медитацией, много время проводить в одиночестве, неподвижно сидеть в тяжелом наряде во время приемов и много учиться, время для детских игр совсем не было.
В 1959 году после захвата Тибета Китаем, далай-ламе пришлось стать беженцем. Он покинул Тибет и отправился в Индию, вместе с ним покинули родину 80 тысяч тибетцев. За последующие годы в индийскую деревню Джарамсала приехало более миллиона тибетцев. Столицей буддизма несколько столетий был город Тибета Лхасе, там стоит знаменитая святыня- дворец всех Потала , но теперь он сместился в Индию , в когда – то глухую индийскую деревушку теперь пытаются попасть паломники со всего мира.
Отношение к врагам у далай-ламы особенное, он считает, что враг более полезен чем друг, враг учит терпению и другим полезным качествам, а друг нет. Враги помогают успокоить ум. Ненависть и гнев всегда разрушают, ум надо тренировать и прилагать усилия для снижения вредоносного влияния. Гнев и ненависть- враги, и надо научиться подчинять их себе. В гневе и ненависти мы преувеличиваем реальную ситуацию в несколько раз.
«Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить».
Состояние депрессии, отчаяния, разочарования, с буддийской точки зрения являются препятствием к достижению цели. Ненависть к себе – самое страшное состояние. Ведь буддисты верят, что все живые существа обладают природой Будды, у всех есть потенциал для достижения абсолютного совершенства. Как бы не было плохо, необходимо заставить себя думать о хороших вещах, видеть во всем позитив. Это повышает уверенность в себе и веру в свое назначение.
«Если проблему решить можно-не стоит о ней беспокоиться. Если проблему-решить нельзя- беспокоиться бесполезно».
Действовать далай-лама советует начинать с позитивных эмоций, не забывая о чувстве сострадания.
«Желание освободиться от страданий является естественным желанием любого человека. Но пока мы будем рассматривать страдания как ненормальность, нам никогда не искоренить их причины и не достигнуть счастья».
А еще далай-лама очень веселый человек, он часто смеется и объясняет это тем, что в его родном Тибете несмотря на суровые условия жизни люди очень радостные и общительные.
А вот как далай-лама относится к тому, что потерял свою родину, стал беженцем, лишился великолепного дворца и всех своих богатств.
« ..я перестал облачаться в дорогие ткани. Простые монашеские одежды, которые я ношу, замечательные: их легко стирать, и они очень удобны! Парча царапает кожу и трудно поддается стирке. Так, что сами обстоятельства вынудили нас отказаться от изысканных одеяний. Но главное, если бы все оставалось по-прежнему, мне приходилось бы постоянно участвовать в церемониях, притворяться, лицемерить. А в критических ситуациях на притворство не остается времени. Статус беженца позволяет мне встречаться с множеством людей, принадлежащих к различным религиям, различным социальным и культурным слоям, людей, которых я никогда бы не встретил, оставаясь в Тибете».
Исследование нейробиологов, доказало, что во время медитации, у монахов повышается активность областей мозга, отвечающих за состояние счастья.
Буддисты считают, что внешний вид человека, цвет глаз, рост, пол, закладывается во время зачатия, а все остальное находится в постоянном изменении. От мыслей и поступков человека зависит все. Нельзя путать счастье с наслаждением. Истинное счастье связано с душой и сердцем.
Они верят в бессмертие души и считают доброту главным качеством любого живого существа.
Монахи живут так, чтобы в новом перерождении родиться человеком, обрести тело здоровое и красивое и желательно родиться в свободной стране. Но это надо еще заслужить.