В современных реалиях Михаил Юрьевич, скорее всего, отделался бы извинениями на камеру, но не в 19 веке! Это была эпоха балов и императоров, дуэлей и дворцовых интриг.
ОСКОРБЛЕНИЯ ИЛИ ШУТКИ?
Лермонтов был известен своим взрывным характером: молодой офицер, он говорил все, что было у него на уме. За стихотворение "На смерть поэта" о Пушкине его сослали на Кавказ, потом он вернулся и начал вести себя очень вызывающе, чем и спровоцировал повторную ссылку. Уже в Пятигорск - последнее пристанище поэта.
«Ведь и Мартышка, Мартышка здесь! Я сказал Найтаки, чтобы послали за ним»
По воспоминаниям друзей, Лермонтов так говорил об одном из своих старых приятелей - Николае Мартынове, который волею судеб тоже оказался в Пятигорске.
ПРАВИЛО №1
"Если не хотите, чтобы вас вызвали на дуэль, не называйте не очень близких друзей обезьянами, как бы соблазнительна ни была их фамилия! Особенно, если этот знакомый - майор в отставке".
Мартынов все время вел себя очень сурово и постоянно носил с собой кинжал, что и стало основным поводом для насмешек молодого поэта. Лермонтов рисовал карикатурные рисунки, на которых Мартынов представал в виде обезьянки.
Сам объект насмешек так высказывался об этих шутках:
«Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и, хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом, взялся опять за прежнее»
ПРАВИЛО №2
"Если вас просят перестать - лучше перестаньте".
Переломный момент случился на светском балу, когда Лермонтов пошутил о том, что кинжал висел у Мартынова даже во время танцев. Хоть и говорили они очень тихо, как раз в тот момент, когда музыка остановилась, на весь зал прозвенело это злополучное "кинжал".
ПРАВИЛО №3
"Все методички по юмору учат нас, что самое смешное слово нужно ставить в конец шутки. Но только если это не слово "кинжал", а песня уже заканчивается!"
После этого Мартынов уже не смог вынести нанесенного оскорбления, подошел к поэту и потребовал объяснений. Лермонтов же, известный своим горячим нравом и абсолютной безрассудностью, ответил: "Хочешь драться — будем драться".
Интересно, что после убийства Мартынов всю свою жизнь раскаивался в содеянном, а вот император Николай I встретил известия о смерти Лермонтова словами «собаке — собачья смерть». Не жаловали веселых поэтов при дворе, однако.
Вот так и закончилась история такой интересной и яркой фигуры русской литературы.