Так озаглавил свой комментарий, опубликованный на сайте Tagesschau — немецкой национальной и международной телевизионной новостной службы общественной телевизионной сети ARD, обозреватель германского официального телеканала Das Erste Хольгер Бекман (Holger Beckmann).
Бойкот российской нефти со стороны ЕС призван ослабить Россию, но в этом плане есть несколько недостатков. Возможно, президент Путин даже заработает на этом деньги, а потом возьмет и перекроет подачу газа в Европу.
Европейский Союз преследует благую цель. Он морально на правильной стороне, ибо поддерживает маленькую, более-менее миролюбивую Украину против большого агрессора - России и ее правителя Владимира Путина. И ЕС балансирует, потому что не хочет сам становиться участником войны, иначе бы ему пришел конец. Поэтому он выбрал экономическую борьбу.
Некоторые называют это «экономической войной», но здесь дело не в словах. Тем не менее, принцип, который движет войнами, применим и к действиям, направленным на нанесение экономического удара по противнику. Насилие порождает ответное насилие, а санкции порождают ответные санкции.
Теперь ЕС хочет запустить свой шестой пакет санкций против России — и на этот раз он также касается важного ископаемого топлива, российской нефти. Самое позднее к концу года в Европе его больше не захотят получать. И таким образом кардинально ослабить Россию, потому что — таково предположение и надежда одновременно — у Путина тогда действительно закончатся деньги. И он больше не сможет финансировать свою кампанию против Украины. Тогда война, наконец, закончится, и мир будет перестроен.
Несколько заблуждений
Таково доброе намерение Европы, и оно заслуживает всяческих похвал. Но, к сожалению, есть несколько заблуждений, а также ошибки реализации. Во-первых, существует ошибочное предположение, что Путин действительно будет впечатлен нефтяным эмбарго или столкнется с такими серьезными экономическими трудностями, что не сможет или не станет продолжать войну.
Одно только объявление этого нефтяного бойкота в рассрочку — потому что так оно и будет — уже взвинчивает цены на нефть на мировом рынке. Вот почему российские правители уже должны молиться на доллар (извините, на знак рубля), а за последние несколько недель они уже заработали кучу денег на нефти и росте ее цен.
И если европейцам больше не нужна русская нефть или, по крайней мере, она больше не хочет ее получать по политическим мотивам, то Путин экспортирует ее в Китай или Индию — или в Словакию или Венгрию — те страны ЕС, которым планитуется позволить отсрочить эмбарго. Вот вам, кстати, и великое европейское единство...
Эмбарго снимается?
У Путина появятся другие покупатели, он их найдет. Возможно, он наградит их дружескими скидками, но в любом случае он продолжит зарабатывать на этом деньги, может быть, даже больше, чем прежде, — и чудесное нефтяное эмбарго Европы выдохнется.
Это отнюдь не невероятно, не в последнюю очередь потому, что эта Европа делает все возможное, чтобы ее граждане могли продолжать с удовольствием сжигать нефть, несмотря на эмбарго. Желательно на своих машинах. Бензин должен оставаться доступным, поэтому: ценовые тормоза, предельные цены, ценовые субсидии — свободный проезд для свободных граждан любой ценой — в конце концов эффект собственного эмбарго будет желанным.
Кошмарный сценарий: газовый кран закрыт
А потом? Тогда Путин может в качестве контрреакции вытащить свое самое мощное в экономическом отношении оружие: перекрыть подачу газа европейцам. Он уже сделал это в случае с Польшей и Болгарией. Небольшой предвестник того, что может произойти. В Брюсселе говорят о кошмарном сценарии. Добавить нечего. Как это говорится? Благими намерениями дорога в ад вымощена? Я согласен.
© Перевод с немецкого Александра Жабского.