Найти тему
Консьерж Авиапарка

Возле аквариума Авиапарка появилась инсталляция в виде письма, от прочтения которого — мурашки по коже

В честь 9 Мая мы подготовили инсталляцию с фрагментами писем, отправленных с фронта. Отрывки реальных посланий военных лет напечатали на вуали и натянули на алюминиевый каркас. Получились «бумажные» самолётики, парящие возле Аквариума.

Автор идеи — художница Татьяна Луданик. Вот что она рассказывает об инсталляции:

«Идея инсталляция возникла благодаря посмертному письму, найденному в солдатском нагрудном кармане. Оно было сильно повреждено, но часть текста сохранилась. Солдат был в окружении, и это его письмо, напечатанное на бумажных самолётиках в АВИАПАРКЕ, — напоминание о тех страшных событиях и разрушениях, на которые способна война как самое трагичное, что может случиться в человеческой судьбе, о ценности человеческой жизни и мирного неба над головой».

Публикуем для вас часть письма. Его будет сложно прочитать на самих самолётиках, поэтому решили вынести некоторые цитаты сюда:

«Дорогая Анка! Давно я не писал тебе, так как отправить письмо всё равно не было бы возможности. Невозможно это и сейчас. Но я думаю, что написанное письмо всё равно как-то дойдёт до тебя, а не написанное — исчезнет бесследно. Сейчас глубокая ночь. Сижу в большой хате. Вокруг меня на лавках, на лежанке, на полу спят мои дорогие товарищи. Они спят в полной выкладке: шинелях, затянутые в ремни, обнимают винтовку ...»

-2

«...Горит ночник, его шаткое пламя гонит тени по белым стенам мазанки. А за столом напротив меня комиссар. Он так же, как и я, не спит, не спит четвёртую ночь. Как случилось, что мы попали в окружение? Об этом долго рассказывать, да и неохота, так как до сих пор ещё не всё ясно. Одно бесспорно, что всюду, куда ни ткнись, немецкие танки, автоматчики или огневые точки. Четвёртый день наши соединения ведут круговую оборону в этом кольце...»

-3

«...По ночам кольцо вокруг нас обозначается заревом пожаров. Они вспыхивают то там, то сям по горизонту, придавая небу причудливую розоватую окраску. Великолепные золотые ветви вырастают в темноте. Бледнеют звёзды. Зарево, перекатываясь, ползёт по степным долям и гаснет, вспыхивая в другом месте...»

-4

«Под утро уходим из села. Суровые, встревоженные лица колхозников. Тихие речи женщин. Отрывистые крики командиров. Рёв моторов. Ржание лошадей. Не печальтесь, товарищи, мы ещё придём. Мы скоро придём… Ну, не мы, так другие придут. Прощайте, родные… Нет, не прощайте, до свидания. Пылит дорога. Вереницы грузовиков и подвод. Тылы стягиваются к центру кольца. Строевые части отходят, перегруппировываются для решительного, прорывного удара. Больше двигаться некуда. В ближайшие часы надо ожидать решительного боя. Нет никакого сомнения в том, что соединение прорвётся из окружения. Ну, как это будет? Какой ценой? Вот что не выходит из головы».