Некоторое время назад были мы в маленьком уральском городке – Верхотурье. Небольшой, очень старинный населенный пункт в Свердловской области. Главная, пожалуй, его достопримечательность – гигантский, третий в России по объему, Собор Воздвижения Креста Господня, резко контрастирующий по масштабности с самим городом. Величественный, способный разместить под своей сенью 4000 человек, с фаянсовым иконостасом – храм производит впечатление совершенно неизгладимое. Тем удивительно было узнать о том, что спроектирован он был человеком, даже не получившим архитектурное образование.
Я уже писал о выдающихся московских архитекторах начала 20-го века – Льве Кекушеве и Федоре Шехтеле. Сегодня рассказ об зодчем провинциальном, ставшем местной «звездой» и сотворившем нечто уникальное.
Александр Бонавентурович Турчевич – из польских шляхтичей. Родился в 1855 году в Киеве, там же окончил гимназию, после чего переехал в Москву, где поступил в Строгановское училище живописи, ваяния и зодчества. Во время учебы «заболел» театром, из-за чего училище бросил. Сколотил свою труппу, ставил спектакли. И в 1880-х оказался в уральском городе Пермь, где осел, поступил в местный городской театр и занялся, как бы сейчас сказали, продюсированием спектаклей, совмещая эту деятельность с периодическими выходами на сцену в качестве актера.
Но быстро понял, что этим делом себя и семью не накормишь, к тому же в глухой провинции. И вернулся к тому, чем пытался заниматься до того, как ушел с головой в искусство театра – зодчеством. Видимо, Турчевич был бизнесменом в душе – быстро организовал собственное архитектурное бюро и постепенно стал самым модным архитектором Перми. Заказы шли, в основном, от купцов, хотевших чтобы «дорого-богато», поэтому в городе стали появляться немного вычурные, в «барочном» стиле особняки, тем не менее очень качественно выполненые.
Пожалуй самым знаменитым пермским творением Турчевича стал особняк чайного «короля» Грибушина (хотя изначально он строился для другого владельца), тот самый «дом с фигурами» из «Доктора Живаго» Пастернака. Здание украшает город до сих пор, и совсем недавно его в очередной раз подновили, оно вновь сияет во всем своем великолепии.
Еще – дом Мешкова, тоже замечательный дворец, созданный для выдающегося пермского магната. Сейчас там краеведческий музей, и трудно пройти мимо, чтобы не удержаться и не полюбоваться эффектным особняком. Украшает Пермь и дом Любимовой, с которым связано много городских легенд, а сейчас его занимает ТЮЗ.
В доме Тупицыных, внушительном трехэтажном особняке «фосфорных королей» сейчас размещается краевое управление ФСБ. Чем-то с этим зданием перекликается собственный дом Турчевича, тоже недавно приведенный в порядок городскими властями.
Александром Бонавентуровичем спроектировано немалое количество церквей в Перми и в крае - Церковь Марии-Магдалины, к сожалению, обезглавленная в советское время, замечательный Троицкий собор в Осе, о котором я писал недавно, и, конечно огромный собор в Верхотурье.
К сожалению, Турчевич не дожил до завершения строительства некоторых своих творений - он умер в 1909 (1910-новый стиль) году. Архивы его архитектурного бюро погибли в годы Гражданской войны, и о выдающемся зодчем, так увлеченным театром, сейчас напоминают только его впечатляющие творения.
Хотите узнать, про подпольную типографию - наверное, самый маленький музей Перми<--Кликать сюда!
Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, на Кипр, в Италию , в Испанию , в Эстонию , а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов " . <--Кликать сюда!