Сегодня хочу рассказать о бабушке. Ее звали Хуснизямал Сагитовна, а мы ее звали Аби или Абика, то есть бабушка.
⠀
Если деда мы не знали, то Абика была всегда рядом.
И рассказывать о ней можно много и долго. Конечно, со временем многие воспоминания стираются, но ощущение любви и тепла, которое она нам дарила, не стереть.
⠀
В войну Аби осталась с четырьмя детьми на руках и больной матерью. Летом работала в колхозе, а зимой ездила в большие города, что бы что-то продать, что-то обменять. Одним словом- добывала пропитание. Ездили на подножках поездов, когда за билеты, когда и без билетов. И у нее было выражение с тех времен -"Кезом, Яром едем даром" ( то есть она покупала билет до Яра, если ехала из Кирова, или Кеза, если ехала из Перми, а сама ехала до Балезино).
Папа вспоминал, что в детстве часто голодал и ждал маму, знал, что она привезет еду. И вспоминал он это со слезами на глазах. И я долго не понимала, почему он заставляет нас есть, даже если мы не хотим. А это голодное детство.
⠀
Так вот про Аби. Мы детьми у нее спрашивали, плакала ли она, когда получила похоронку? Потому что в фильмах показывали, что женщины не просто плакали, а выли от горя. Аби сказала, что у нас так не принято и это грех. А еще она говорила, что похоронки приходили не всем, многие солдаты пропали без вести. И говорила, что ей завидовали другие вдовы, потому что ей единственной в деревне пришла не просто похоронка, а еще и с планом места захоронения. То есть ее муж предан земле, и даже известно где.
⠀
Вот такой небольшой рассказ об Абике. Может и не последний.