Найти тему
Записки у изголовья

Галопам по Европам (4). Прекрасная Верона

Вспоминаю о своём первом путешествии в Европу весной 2013 г.

Предыдущие части здесь:

Галопом по Европам. Польша

Галопом по Европам (2). Вена

Галопом по Европам (3). Венеция!!!

День 4. 22 марта. Поездка в Верону. Солнечно, +15.

Завтрак в отеле Alla Rotonda все дни был превосходный: хлопья, молоко (жаль, я поздно узнала, что в кранике рядом с кофе и кипятком для чая оно было горячее!), вкуснейший кофе, сыр нескольких видов, колбаса. Вкусный итальянский хлеб, хотя масло безвкусное, а джем приторный – ну и не надо его!

В Верону едем долго (водители, кажется, заблудились – одно и то же место мы проезжали трижды!)… Я от неё ничего особенного не ожидаю: чего там? Памятник Джульетте? Так ведь не было никакой Джульетты. Но вот наконец Верона – и боже, как я была не права!

Вдоль величественной крепостной стены идём гуськом за Маргаритой и выходим на площадь – Пьяцца Бра. Она вся в цветах! Это цветочный рынок – не знаю, постоянный, или нам только сегодня повезло. Тут же, как мы потом заметили, палатки с сыром, выпечкой, изделиями «народных промыслов»... Но всё заслонили цветы. Это те растения, которые итальянцы высаживают на своих балконах и за окнами, что мне безумно нравится. То есть люди не просто живут в прекраснейшем архитектурном пространстве, они его ещё украшают, и с какой любовью и охотой! (Позже я узнала, что городские власти вообще-то за этим следят).

Такие же балконы с цветами неизменно вызывают моё восхищение и в России, хотя, к сожалению, у нас их маловато (но я заметила, что становится всё больше, даже у нас в Воркуте).

-2

На площади толчёмся долго – руководитель группы А.М. успевает присмотреть кафе, где можно будет пообедать (юноша-официант подсовывает ему проспект на русском языке). А я глазею на древнеримский амфитеатр (он называется просто – Арена), который, оказывается, здесь есть. Надо пойти туда, обязательно!!! (Увы, не получилось).

Арена, построенная древними римлянами, занимает третье по величине место среди сохранившихся в Италии амфитеатров. А по красоте и сохранности, наверное, первое. Величественное сооружение из розового мрамора было построено в 30 году и сумело пережить разрушительное землетрясение XII века. Сегодня античная сцена продолжает активно использоваться: в тёплое время года там проходят спектакли Веронской оперы. Первоначально амфитеатр был рассчитан на 30 тысяч человек; сегодня на его трибунах размещают 15 тысяч зрителей. Представляете себе "Аиду" или "Ромео и Джульетту" в таких декорациях?

-3

Наконец Маргарита отдаёт нас двум гидам. Боже, какое счастье: мы пойдём не толпой в 60 человек, а всего лишь своей группой в 22! Это, поверьте, много значит! Гид – итальянка… как же её звали? Кажется, Луиза… Нет, всё надо записывать! Почему? Потому что она, как и Анна из Кракова, рассказывала прекрасно! Не торопилась и не «зависала» подолгу на одном месте, была приветлива и… В общем, под конец мы ей поаплодировали не по обязанности, а от души.

-4

Луиза (назову её так) провела нас по узеньким старинным улицам на берег реки Адидже. Зашла, как говорится, с козырей, потому что...

-5

... нам открылся прекраснейший пейзаж – вид на Пьетро. Что такое Пьетро? Это холм. Внизу на нём остатки древнеримских сооружений, выше – средневековой крепости, а на самом верху – более поздний дворец. Всё это перемежается ещё какими-то домишками, зелёными кипарисами – и вот это-то нагромождение выглядит… Изумительно! Гармонично! Божественно! А внизу бежит весёлая река, а вверху сияет неповторимое итальянское небо!

-6

В Вероне сохранились монументальные постройки времён Древнего Рима.

-7
-8

По узким улицам рядом с пешеходами медленно едут автомобили. Никто не бибикает и не скрежещет зубами, хотя, наверное, туристы, бредущие по проезжей части, всех достали. Вежливо просят дорогу велосипедисты: «Permesso!»

-9

Многие здания украшены раздвоенными зубцами – «ласточкиными хвостами». Что-то знакомое… господи, да такие же на Кремлёвской стене! Ну да, всю жизнь слышала, что Кремль строили итальянцы – и вот теперь осознала это! И красный кирпич, и остроконечные шатровые башни, и арки ворот… Какая всё-таки она нам родная и близкая, эта Италия! Ну как же её не любить?

-10

Восторг у меня вызывает Пьяцца Эрбе – бывший овощной рынок. Я узнаю декорацию фильма Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта»! Вот колокольня, фонтан…

На этой фотографии башня Торре дель Ламберти не влезла в кадр полностью. Зато видно, что у её подножия, как и века назад, раскинулся рынок.

-11

А вот здесь уже видна верхушка башни, куда можно подняться на лифте.

-12

А какое великолепное здание с фресками 14 века! И такое оно живое, «тёплое» одни окна открыты, другие закрыты, на балконе ящики с цветами. Перед ним – рыночный фонтан (1368 г.) с восстановленной античной мраморной статуей «Мадонна Верона».

-13

Фасад соседнего Палаццо Маффеи в стиле барокко величествен, но холоден. А статуя Геркулеса (крайняя слева), как полагают историки, когда-то украшала античный храм, остатки которого и сегодня можно увидеть около Палаццо Маффеи. А ещё, оказывается, внутри Палаццо расположена винтовая каменная лестница, ведущая из подвальных помещений до самой крыши здания. Интересно, что лестницу не поддерживает ни одна опора. Перед Палаццо Маффеи стоит колонна, увенчанная львом святого Марка, символ Венецианской Республики.

-14

Памятник великому итальянскому поэту Данте Алигьери. Изгнанный по политическим причинам из родной Флоренции, Данте приехал в Верону в 1301 году. Здесь он прожил 13 лет, здесь написал он «Чистилище» – вторую часть своей "Божественной Комедии".

-15

В Вероне много таких арок, образующих очень интересное пространство.

-16

«Окна» в мостовой, за толстыми стёклами которых можно увидеть камни римской дороги. Я всё не могла понять: как по таким глыбам разного размера можно было ходить? А потом прочитала, что глыбы были скреплены раствором и дорога, конечно, была выровнена. А за века раствор-то раскрошился и высыпался. Можно притвориться, что видишь красочную мозаику на полу исчезнувшего античного дома (я не увидела). Но близость римских артефактов всё равно приводит меня в восторг.

И просто красивые арки, загадочные дворики, старинные фонари… Всё это живое, жилое – населённое людьми и учреждениями, щедро украшенное цветами.

-17
-18

В лабиринте улиц находятся изумительные ажурные гробницы Скалигеров. Я почему-то думала, что это двор их дворца – но нет, рядом находится церковь.

-19

Из-за того, что фотографии плохо поддаются редактированию, на этой видна значительная часть нашей группы.

Вот в ту арку справа так и хочется пойти... Наверняка откроется что-то удивительное...

-20

Неподалёку "Дом Ромео". Да, здесь жил прототип литературного героя. Дом, кстати, находится в частной собственности, и никого туда на экскурсии не пускают. Да там чуть ли не потомки этого рода и живут до сих пор...

-21

Прекрасный дворик с дворцом (тоже, по-моему, «сыгравший» в фильме Дзеффирелли).

-22

Ну, вот, наконец, и Дворик Джульетты! Чисто туристический аттракцион. Балкон Джульетты – просто каменный балкон на каменной стене (приделанный в ХХ веке). Сфотографировать его долго не удавалось, так как на нём всё позировала немолодая дама (почему-то подумалось, что американка). Чтобы подняться на балкон, платят деньги, но желающих почувствовать себя Джульеттой – хоть отбавляй!

-23

Напротив балкона – почта (письма Джульетте!) и магазинчик с сувенирами. Сувениры глупейшие – например, фартучки с какими-то влюблёнными уродцами. И сердечки, сердечки… Преобладающий цвет всего этого – розовый.

Очень много смешного и нелепого. Например, считается, что нужно погладить статую Джульетты по правой груди – и будет тебе счастье в любви. И все лезут, лапают бедняжку (грудь, естественно, блестит) и просят запечатлеть себя в этот важный момент. Причём один подросток средиземноморско-арабского вида лазил на моих глазах трижды!!! А вот Джульетту стыдливо гладит приятный немолодой мужчина – аккуратная седеющая шевелюра, элегантное пальто, вдумчиво повязанный шарф… Как, он до сих пор в это верит? Как трогательно!

Моя подруга Наташа вела себя прилично!
Моя подруга Наташа вела себя прилично!

А в арке, ведущей в это Диснейленд, – ещё один обязательный аттракцион: надо написать имя своей любимой (своего любимого) на белёной стене. И выше всех взбирается всё тот же немолодой романтик в шарфе!..

И тут я понимаю, в чём дело! Неподалёку стоит женщина с рыжими волосами и в рыжей кожаной куртке и о-очень внимательно и требовательно смотрит на него! Так он всё это для неё! Бедный пылко влюблённый…

После экскурсии у нас осталась масса времени. Первым делом идём в кафе «Гиппопо»… и застреваем там на полтора часа! Русскоговорящий официант, заманивший туда А.М., исчез; остальные по-русски не говорят. Нас пересаживают с одного столика за другой (передают друг другу); даже просят пересесть каких-то двух дам. Заказываем по меню с картинками, долго выясняем, можно ли, как в фильме «Дежа вю», «тефтели с картошкой, а котлеты с рисом» (на самом деле – отбивную с картошкой фри и что-то там ещё). Чего-то нет, а заменить нельзя, т.к. это уже другой комплекс… И всё это очень трудно выяснить. Еда – сухая, зажаренная… Короче, самое светлое воспоминание – овощной супчик минестроне, но на всех его не хватило.

Потом было ещё время пробежаться по городу, потом долго ждали вторую часть группы... три часа ехали назад в Лидо ди Езоло...

Вечером мы попытались найти в окрестностях отеля продуктовый магазин и часок побродили по пустынным улицам. Городок был безлюден, магазины не просто закрыты – наглухо завешены металлическими ролл-шторами. Ни магазинов, ни кафе. Темные отели. Частные дома за глухими заборами. Даже машин нет. С трудом нашли единственную незакрытую пиццерию с радушными, стремящимися к взаимопониманию работниками и – внимание! – с меню на русском языке (трогательно написанном от руки). Купили несколько пицц «Маргарита». Ими и поужинали, а также припасами, привезёнными из дому (молодцы родители, напихавшие детям «Роллтона» в чемоданы!). И мой чайник весьма пригодился.

Следующая статья будет о маленьком, но очень милом и интересном итальянском городишке! Подписывайтесь, чтобы не пропустить!