Основная цель логопедического воздействия на детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ТНР, ЗПР) - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях их окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с окружающими, формирования личностных качеств. При обследовании таких детей выявляются множество затруднений, которые касаются как лексической и грамматической, так и фонетической сторон речи детей этих нозологических групп. Затруднения касаются передачи логической последовательности при изложении материала. Дети используют, преимущественно, короткие предложения. Это говорит о том, что дошкольники не достигли того уровня речевого развития, который свойственен их сверстникам с нормальной речью. Работа по развитию речи детей ведётся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, разучивание стихотворений, отгадывание загадок, обучение придумыванию рассказов и составлению пересказа.
Главным положительным результатом применения компьютерных мультимедийных дидактических игр является развитие познавательной активности. В коррекционно-развивающей работе логопеда компьютерные мультимедийные дидактические игры помогут решить и другие задачи:
· образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи;
· коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности, развитие психических процессов, развитие тонкой и общей моторики;
· воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
На логопедических занятиях я использую компьютерные мультимедийные дидактические игры разработанные по каждой лексической теме недели. Любая из таких игр направлена на коррекцию лексико-грамматических нарушений, развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук, так и на совершенствование связной речи и. Она может быть использована при закреплении лексического материала и речевых навыков в процессе работы родителей с дошкольниками в домашних условиях и воспитателей на занятиях, так как каждая игра содержит инструкции для взрослых .
Компьютерные мультимедийные дидактические игры я использую на занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей дошкольников с речевыми нарушениями. Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Хочется отметить, что в моей работе решение учебных и коррекционных задач с помощью различных компьютерных технологии встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с коррекционно-образовательными потребностями индивидуальными возможностями ребенка. Применение на логопедических занятиях инновационных технологий - компьютерных мультимедийных дидактических игр позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя- логопеда.
Литература
1.Берестова Л. В. Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР. – Материалы научно-практических конференций 2006–2008/ Под. ред. Яковлевой Н. Н.- АППО, 2008.
2.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Учебное издание Москва.«Просвещение».1990г.
3.Развитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе/авт.-сост. Л. Е. Кыласова.-Волгоград: Учитель, 2008г.
4.Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Сборник материалов научно-практической конференций: Санкт-Петербург, 2011г. В данный момент сборник отдан в печать.